ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ

водчику, стремившемуся удешевить производство, удалось пер­ вому в городе заменить дорогие дрова углем из Обидимских шахт. Удачному эксперименту последовали другие предприятия Тулы28. Вскоре Вернекинк арендовал в Богородицком уезде 800 десятин земли сроком на 30 лет. Там, у деревни Новоселеб- ная Куракинской волости, были открыты каменноугольные ко­ пи, которые стали выдавать в сутки на-гора 40 тыс. пудов уг­ ля. По мнению известных специалистов Миллера, Геммерсена и лаборатории Горного департамента, найденные угли явля- ’ лись лучшими в Подмосковном бассейне и напоминали шотланд­ ские богхеды. Эксперты рекомендовали подвести к шахтам же ­ лезнодорожную ветку29. Видя возможность получить новый источник дохода, Вер­ некинк в начале 1870 г. обратился к министру путей сообщения с проектом строительства железнодорожной колеи к своим шах­ там для сбыта угля на железные дороги и промышленные за­ ведения Москвы и Тулы. Видимо, он предполагал создать ак­ ционерное общество, поскольку рассчитывал построить путь дли­ ной в 40 верст, стоимостью в полмиллиона рублей без дота­ ции правительства30. Губернские власти намеревались исполь­ зовать копи шахтовладельцев Вернекинка и Хомякова для нап­ равления туда оставшихся без работы мастеров в связи с ре­ конструкцией оружейного завода в начале 70-х годов31. Приме­ нение заводчиком дешевого топлива из своих шахт способство­ вало росту рафинадного завода. В 1872 г. он имел две 12-си- ловые паровые машины, увеличилось количество вакуумов и фильтров. Продукция Тульского рафинадного завода получила всеоб­ щее признание. В обзоре «Свеклосахарная промышленность на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года» отмечалось прогрессивное значение использования собственного угля на сахарных заводах Бобринского и Вернекинка, которые одними из первых освоили новый вид топлива32. Экспонент — тульский купец Эмиль Вернекинк был удостоен награды — бронзовой ме­ дали «за хороший мягкий рафинад, при довольно большом про­ изводстве и за применение угля собственной разработки» 33. Хотя в последние годы завод арендовали московские купцы Стиппман и Дексбах, фактически работу вел брат владельца Герман, исполнявший обязанности директора предприятия. В 28 «Горный журнал», 1867, № 12, стр. 380—881. 29 «Памятная книжка Тульской губернии за 1871 год». Тула, 1870, стр. 89. 30 ЦГИА, ф. 268 (Департамент железнодорожных дел), on. 1, д. 170, лл. 1—4. 31 ЦГИА, ф. 1287 (Хозяйственный департамент МВД), оп. 38, д. 586. лл. 69—70. 32 Труды Вольного экономического общества. Т. IV, вып. 3, 1870. стр. 1—9. «Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт- Петербурге». СПб, 1871, приложение, стр. 83. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=