ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ
* * # На основе документальных материалов одного города мы пытаемся проследить и выяснить достоверность и сопостави мость сведений церковного учета — экстрактов из духовных рос писей Тульской духовной консистории — с данными ревизского и административного исчислений. Если такие виды учета насе ления, как ревизский и особенно административный, широко применяются в литературе, то церковный часто игнорируется. Анализ отчетов консистории по Туле за ряд лет показывает, что для первых двух десятилетий прошлого века, когда движение населения еще незначительно, данные ревизии и церкви почти совпадают. Сопоставление отчетов духовной консистории с администра тивными сводками позволяет сделать вывод о том, что духов ные росписи регистрировали только постоянное население при ходов от рождения до смерти (по месту рождения, бракосоче тания). Найдены документы, прямо подтверждающие это поло жение. Так, председатель Тульского губернского статистическо го комитета губернатор Дараган письмом от 28 июля 1856 г. в местную консисторию указал на разницу в подсчете населе ния полицией и церковью. Ответ духовных властей разъяснил, что священники, основываясь на духовных росписях, «показы вают одних только оседлых жителей»20. Там же сообщалось о внесении оружейников в общие отчеты приходов. Переписка объясняет интересные факты. Полиция насчитала по губернии мужчин на 44583, женщин на 8371 человека больше, чем запи сано по приходам. Характерно, что лиц мужского пола, не учтен ных церковью, оказалось в 4,5 раза больше, чем женщин. Муж чины, являясь более подвижной частью населения, прибывали из сельских местностей или других губерний в города без семьи, поступали работать на фабрики, заводы, стройки, в кустарные мастерские, промышляли мелкой торговлей, но не регистриро вались в церковных приходах. Эти категории непостоянных жи телей заносились церковью в списки только при рождении де тей или бракосочетании. О причислении к горожанам полицей скими органами всех пришлых делает вывод А. Копанев21. Следовательно, нельзя говорить о недостоверности церков ного учета, а несоответствие его с полицейскими исчислениями населения в городах объясняется различными методами учета. Разница в числе жителей, показанная полицией и духовным ве домством, при условии исключения регулярных войск определит (разумеется, не абсолютно точно) цифру прихода иногородних жителей, за счет которых росли города торгово-промышленного типа. 20 ГАТО, ф. 3, оп. 2/6, д. 4, лл. 119—121 об. 21 А. К о п а н е в . Указ. соч., стр. 16. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=