ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ

* * # На основе документальных материалов одного города мы пытаемся проследить и выяснить достоверность и сопостави­ мость сведений церковного учета — экстрактов из духовных рос­ писей Тульской духовной консистории — с данными ревизского и административного исчислений. Если такие виды учета насе­ ления, как ревизский и особенно административный, широко применяются в литературе, то церковный часто игнорируется. Анализ отчетов консистории по Туле за ряд лет показывает, что для первых двух десятилетий прошлого века, когда движение населения еще незначительно, данные ревизии и церкви почти совпадают. Сопоставление отчетов духовной консистории с администра­ тивными сводками позволяет сделать вывод о том, что духов­ ные росписи регистрировали только постоянное население при­ ходов от рождения до смерти (по месту рождения, бракосоче­ тания). Найдены документы, прямо подтверждающие это поло­ жение. Так, председатель Тульского губернского статистическо­ го комитета губернатор Дараган письмом от 28 июля 1856 г. в местную консисторию указал на разницу в подсчете населе­ ния полицией и церковью. Ответ духовных властей разъяснил, что священники, основываясь на духовных росписях, «показы­ вают одних только оседлых жителей»20. Там же сообщалось о внесении оружейников в общие отчеты приходов. Переписка объясняет интересные факты. Полиция насчитала по губернии мужчин на 44583, женщин на 8371 человека больше, чем запи­ сано по приходам. Характерно, что лиц мужского пола, не учтен­ ных церковью, оказалось в 4,5 раза больше, чем женщин. Муж­ чины, являясь более подвижной частью населения, прибывали из сельских местностей или других губерний в города без семьи, поступали работать на фабрики, заводы, стройки, в кустарные мастерские, промышляли мелкой торговлей, но не регистриро­ вались в церковных приходах. Эти категории непостоянных жи ­ телей заносились церковью в списки только при рождении де­ тей или бракосочетании. О причислении к горожанам полицей­ скими органами всех пришлых делает вывод А. Копанев21. Следовательно, нельзя говорить о недостоверности церков­ ного учета, а несоответствие его с полицейскими исчислениями населения в городах объясняется различными методами учета. Разница в числе жителей, показанная полицией и духовным ве­ домством, при условии исключения регулярных войск определит (разумеется, не абсолютно точно) цифру прихода иногородних жителей, за счет которых росли города торгово-промышленного типа. 20 ГАТО, ф. 3, оп. 2/6, д. 4, лл. 119—121 об. 21 А. К о п а н е в . Указ. соч., стр. 16. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=