ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ

т о м у в мае 1884 г., при заводе числилось около сорока поме­ щений, среди которых два завода, мастерские, десять платформ и складов для песка, сараи, амбары для материалов и тары. Если сотни рабочих ютились в тесных каморках, то владельцы завода, директор, "его помощник, управляющий и техники жили в собственных домах87. В дальнейшем построек возводили мало 88. Аппетиты сахарных воротил разгорелись настолько, что братья задумали купить часть улицы для устройства складов. Не имея права решить такой вопрос, поскольку он требовал изменения генерального плана города, тульская дума, однако, с готовностью согласилась ходатайствовать перед высшим на­ чальством 89. В 80-е годы сахаро-рафинадный завод по-прежнему играл большую роль в экономике капиталистического города. По дан­ ным отчета губернатора за 1885 г., на нем было занято 7,7% от всего количества пролетариев, работавших на крупных пред­ приятиях (кроме оружейного завода)Тулы. По стоимости про­ дукция завода составила 47% от общегородской 90. В миллионопудовых товарооборотах города сахаропродукты, подавляющая часть которых проходила через рафинадный з а ­ вод» занимали все большую долю. На ст. Тула Московско-Курской железной дороги в 1875 г. сахар составил 14% от всех грузов, через пять л е т— 18%. На Сызрано.-Вяземской дороге — от 7% в 1874 г. вырос до 40% в 1885 г.91. Сахарную промышленность периодически охватывали кри­ зисы. Еще в 1881 и 1883 гг. крупные сахарозаводчики, владея основными запасами продукции, спекулятивно взвинтили цены. Баснословные барыши, полученные за счет трудящихся, позво­ лили товариществу бр. Терещенко в сжатые сроки реконструи­ ровать тульский завод. В 1886 г. виновником кризиса в значи­ тельной мере было само правительство, оградительные пошли­ ны и акцизы которого сковывали нормальное, т. е. жестко кон­ курентное развитие в этой отрасли. Теперь монополисты полу­ чили право с выгодой для себя вывозить сахар за границу92. В Туле и губернии в 1886 г. наблюдался сильный упадок исконных местных производств вследствие интенсивного вытесне­ ния механизированными предприятиями мелких фабричек и з а ­ 88 ГЛТО, ф. 174, on. 1, дд. 5450, 6583, 7784. 89 Ж М Ж е ’ а д - 7 3 4 5 ’ 1 9 4 6 9 ' 1886 с т р Т и " 111! | Г-Заседани“ Тульской городской думы за 1885 год». Тула, * ЦГИА, ф. 1263, on. 1 , д. 4527, лл. 480—481. 1 0 7 с г тЛет IРРавления общества Московско-Курской железной дороги за ведомость № 6 ; Т о ж е за 1880 г. М., 1881. Отчет правле- веломпгть МЛ 7 2жско' Вяземской железной дороги за 1874 год. СПб., 1875, ведомость №17; То же за 1885 год. СПб., 1886, вед. № 1 2 . лп 1 1 е д,’ (Департамент торговли и м ануф актур), оп. 5, д. 569, ЛЛ. 1—.15; ф. 12оЗ. on. 1, д. 4 4 70, лл. 21—33; д. 4474, лл 358-366. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=