ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
98 Литература 1. Силантьев, И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев.– М., 2004. 2. Толстой, Л. Н. Казаки / Л. Н. Толстой.– http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0160.shtml 3. Энг, Ян Ван Дер. Искусство новеллы. Образование вариационных рядов мотивов как фундаментальный принцип повествовательного построения / Ян Ван Дер Энг // Русская новелла. Проблемы теории и истории.– СПб., 1993.– С. 195–209. В. Г. Андреева Кострома, Россия МОТИВ РАБОТЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» большинством литературоведов призна- ется самым сложным и противоречивым, трудным для постижения художественным произведением писателя. Действительно, проповеднический пафос автора, обилие второстепенных персонажей романа, пересекающих путь главного героя, князя Дмитрия Нехлюдова, огромный круг поднятых писателем политических, экономи- ческих проблем делают «Воскресение» романом, чтение которого не приносит удо- вольствие, а заставляет читателя страдать, работать над собой. Но с точки зрения сложности анализа «Воскресение», скорее, не исключение, а один из толстовских шедевров, требующий особого подхода. Роман часто пытаются анализировать, абстрагируясь от текста и отыскивая в художественном мире произведения приметы толстовского отречения от право- славия, обращая пристальное внимание на сгущающиеся мрачные описания тюрем, камер, вагонов с заключенными, на отсутствие в нем света. По нашему мнению, «Воскресение», как и предыдущие романы Толстого, требует целостного, системно- го анализа, открытия «бесконечного лабиринта сцеплений». Но и сам «лабиринт сцеплений» в «Воскресении» имеет свои особенности. Так же, как и в «Анне Каре- ниной», он призван привести читателя к уяснению смысла жизни, но теперь в худо- жественном мире романа нет недоговоренностей, оставляющих возможности для ассоциаций и проведения скрытых параллелей. «В “Воскресении” нет ни второсте- пенных героев, ни второстепенных деталей. Здесь все значительно и важно в равной степени. Нет “фона”, а есть бескрайнее половодье “живой жизни”», – писал В. А. Туниманов [Зверев, Туниманов, 2007, 556]. Проблема заключается уже не столько в распознании и глубоком понимании символов, мотивов в их многочис- ленных реализациях, сколько в адекватном взгляде на художественный мир и выяв- лении в жизненном потоке тех ключевых сопоставлений и противопоставлений, ко- торые, по мысли автора, должны привести читателя к истине. Одним из важнейших компонентов изобразительности в романе, позволяю- щим выстроить стройную иерархию героев, осмыслить отдельные сложные для восприятия эпизоды, оценить отношение автора к происходящему и направить чи- тателя по должному пути, является мотив работы. Он помогает нам оценить про- шлое и настоящее героев Толстого, увидеть их в движении. В романе мы наблюдаем различные формы и виды работы, которые, проецируясь на персонажей, как поло- жительных, так и отрицательных, представляют читателю необходимость настоя- щей работы всех сторон личности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=