ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

97 ка…вышла к воротам своего двора и ожидает скотину, которую по улице гонит ее девка Марьянка …»; « Вскоре приходит девка с старухой из закуты в избушку… и обе несут два большие горшка молока »; «… старики спокойно…величаво и равно- душно поглядывали на молодое поколение ») – мотив цикличности жизни («… люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, ис- ключая тех неизменных, которые положила природу солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет …»; циклична жизнь Марьяны: « Ранним утром на заре она вскакивала, обмывала лицо холодною водой, укутывалась платком и босиком бежа- ла к скотине. Наскоро обувалась, надевала бешмет и, взяв в узелок хлеба, запрягала быков и на целый день уезжала в сады. Там только часок отдыхала, резала, таска- ла плетушки и вечером, веселая и не усталая, таща быков за веревку и погоняя их длинною хворостиной, возвращалась в станицу. Убрав скотину сумерками, захва- тив семечек в широкий рукав рубахи, она выходила на угол посмеяться с девками. Но только потухала заря, она уже шла в хату и, поужинав в темной избушке с от- цом, матерью и братишкой, беззаботная, здоровая, входила в хату, садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Как только он уходил, она бро- салась на постель, и до утра засыпала непробудным, спокойным сном. На другой день было то же »; завершая годовой цикл трудов, станица готовится к празднику: «… вина было нажато больше обыкновенного. Народ освободился от трудов »; Оле- нин сам поддается этой цикличности: «… вечером сидит у него дядя Ерошка, Ванюша приносит осьмуху чихиря, и они тихо беседуют, напиваются и оба довольные расхо- дятся спать. Назавтра опять охота, опять здоровая усталость ») – мотив красо- ты молодости/ мотив красоты «естественного человека » («… стройная красави- ца Марьянка проходит в ворота и, бросая хворостину, закидывает плетень и со всех резвых ног бросается разбивать и загонять на дворе скотину »; « Лукашка, стоявший на вышке, был высокий, красивый малый лет двадцати, очень похожий на мать…Лукашка имел этот вид джигита…порознь черты лица его были нехороши, но, взглянув сразу на его статное сложение и чернобровое умное лицо, всякий неволь- но сказал бы: «Молодец малый !») – мотив войны-охоты («… вы на чеченцев, а я на свиней сидеть буду »; « Как на кабана, который ушел вечером, досадно было ему на абреков, которые уйдут теперь »; « А что, ты охотник? – спросил он [дядя Ерошка] – Охотник. Я в походе сам убил четырех »; «… абреков ловить едем ») – мотив равен- ства всех людей и напрасной гибели из-за вражды («… а по-моему, хошь ты и сол- дат, а все человек, тоже душу в себе имеешь »; « Твоя наша бьет, наша ваша короб- чит. Все одна худра-мурда »; «… подумаешь: кто это стрелил? Казак, так же как я, зверя выждал, и попал ли он его, или так только, испортил, и пойдет, сердечный, по камышу кровь мазать так, даром. Не люблю! Ох, не люблю! Зачем зверя испортил? Дурак! Дурак! Или думаешь себе: «Может, абрек какого казачонка глупого убил» []; « Джигита убил, – сказал дядя Ерошка как будто с сожалением »; « Это знаешь, кто поет? – сказал старик, очнувшись. – Это Лукашка джигит. Он чеченца убил, то-то и радуется. И чему радуется, дурак, дурак !»). Элементы мотивных серий, связанных с Кавказом и казачьим миром, соеди- няются в серии мотивов, сопровождающих образ казака дяди Ерошки. Это мотивы сожаления о преждевременной смерти, напрасной гибели; равенства всех людей; единства всего живого. Дисперсные серии репрезентированы так же, как и инте- гральные. Они выражают идеи Л. Н. Толстого о равенстве людей, о гармоничной, естественной связи человека и природы, о недопустимости насилия, жестокости, убийства, о дисгармоничности цивилизованного мира (светского общества), о том, что он травмирует душу человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=