ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
94 движения нарушают здоровый, молодой сон, и, сам не помня, перелезает он в дру- гие сани на новой станции и едет далее» – мотив вхождения в новую, другую жизнь (выражен словосочетаниями с прилагательным «новый»): «…новое для него чувство свободы от своего прошедшего охватывало его» ; «началась новая, совсем новая жизнь, в которой еще не было ошибок» ; «испытывал приятное и новое для него чувство» – мотив желания любви (имплицитно выражен через описание чувств Оленина, которые он испытывает, наблюдая за Марьяной): «…твердая, мо- лодая походка, дикий взгляд блестящих глаз из-под белого платка и стройность сильного сложения красавицы еще сильнее поразили теперь Оленина. «Должно быть, она», – подумал он» ; «…и вдруг чувство тоски одиночества, каких-то неяс- ных желаний и надежд и какой-то к кому-то зависти охватило душу молодого че- ловека» – мотив счастья , который тесно связан с мотивом вхождения в новую жизнь (выражен лексемами «счастье», «счастливый», «счастливо»): «…надо жить, надо быть счастливым; потому что я только одного желаю – счастия» ; «…и вдруг на него нашло такое странное чувство беспричинного счастия и любви ко всему, что он, по старой детской привычке, стал креститься и благодарить кого- то» ; «И все он смотрел вокруг себя на просвечивающую зелень, на спускающееся солнце и ясное небо и чувствовал все себя таким же счастливым, как и прежде» ; «…чувствовалось Оленину, особенно в этот вечер, что тут в станице его дом, его семья, все его счастие и что никогда нигде он не жил и жить не будет так счаст- ливо, как в этой станице»; «…он приходил домой морально свежий, сильный и со- вершенно счастливый» ; «Он с каждым днем чувствовал себя здесь более и более свободным и более человеком» – мотив духовного прозрения, дающего новое ми- роощущение (представлен в размышлениях Оленина): «счастие в том, чтобы жить для других. И это ясно. В человека вложена потребность счастия… Какие же желания всегда могут быть удовлетворены, несмотря на внешние условия? Ка- кие? Любовь, самоотвержение!...И стоит ли того, чтобы жить для себя…когда вот-вот умрешь, и умрешь, не сделав ничего доброго, и так, что никто не узнает» ; «…Лукашка и Марьянка невольно соединялись в его воображении, и он находил удо- вольствие думать о них…и какое-то сильное и новое для него чувство умиления ов- ладевало им в то время» – мотив прихода любви (выражен лексемами «любовь», «люби») и связанный с ним мотив любовного мучения, невыразимости любовного чувства (репрезентирован через оппозицию звучащее слово - чувство ): «я люблю эту женщину настоящею любовью…я в ней люблю природу, олицетворение всего прекрасного природы» ; «…весь мир божий, вся природа вдавливает любовь эту в мою душу и говорит: люби» ; «…ему было неловко наедине с Марьяной» ; «…так по- шло, казалось ему, звучали его слова… слова звучали еще пошлее, еще несогласнее с тем, что он чувствовал… ему казалось, что она понимала, как было пошло все, что он говорил ей, но стояла выше таких соображений; ему казалось, что она давно знала все то, что он хотел и не умел сказать ей» ; «…для такой любви нет слов, а нужна жизнь, целая жизнь» – мотив невозможности «влиться» в чужую жизнь (выражен через оппозиции самоощущение – взгляд со стороны , я – другой, свой - чужой ): «…он думал, что он хорош, ловок и похож на джигита; но это было не- справедливо. На взгляд всякого опытного кавказца он все-таки был солдат» ; «…вот ежели бы я мог сделаться казаком, Лукашкой… я пробовал отдаваться этой жизни и еще сильнее чувствовал свою слабость, свою изломанность…я иско- верканное, слабое существо» ; «Такой ты горький, все один, все один. Нелюбимый ты какой-то! Другой раз не сплю, подумаю о тебе, так-то жалею. Как песня поет- ся: Мудрено, родимый братец, На чужой сторонке жить!» – мотив отъезда, прощания (выражен через этикетные формулы прощания, через лексемы «прощать-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=