ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

92 блаженства. Тем не менее, он упоминает о событиях, которые должны совершиться в день Всеобщего суда, заостряя внимание на пришествии Иисуса Христа, который является Судьей живых и мертвых. В этот день должно произойти всеобщее и одно- временное воскресение мертвых и изменение всех живых. После этих событий должен начаться Всеобщий суд, который будет торжест- венный и открытый, строгий и страшный, решительный и последний. Данный суд будет состоять из Судьи, ангелов и всего человеческого рода, включая «дьяволов». Предметами суда будут являться человеческие мысли, слова и поступки. На данном суде будет оглашен приговор, праведники и грешники будут отделены друг от дру- га. Л. Н. Толстой замечает при этом, что это воздаяние будет полным, совершенным и решительным. Определяя, в чем будут состоять вечные мучения грешников, Л. Н. Толстой заостряет внимание на различных степенях и вечности адских муче- ний. Он не обходит стороной и воздаяние праведников, которое будет заключаться в созерцании Бога, обращая так же внимание на различные степени и вечность бла- женства праведников. По итогам Всеобщего суда должно наступить Благодатное Царство Христа, то есть действительного освобождения от греха и смерти. Л. Н.Толстой является про- тивником хилиазма, согласно которому за 1000 лет до конца мира Иисус Христос придет на землю, воскресит праведников и будет с ними царствовать 1000 лет. Что касается самой кончины мира, то Л. Н. Толстой полагал, что она будет за- ключаться не в разрушении и уничтожении мироздания, а в изменении и обновлении его посредством огня. Здесь следует отметить, что Л. Н. Толстой не был эволюциони- стом, который хотел бы постепенного движения истории и мира к вожделенному концу, к Царству Божьему. Он хочет окончания мира и прекращение истории. Он не хочет продолжать жить в истории, которая покоится на безбожном законе мира, он хочет жить в природе, смешивая падшую природу, подчиненную злому закону исто- рии, с природой преображенной и просветленной, природой божественной. Таким образом, в творческом наследии Л. Н. Толстого происходит осмысления ряда проблем, посвященных конечным судьбам человека и мира. Однако, не только религиозно-философские искания этого великого русского мыслителя полны эсха- тологии, сам уход Л. Н. Толстого из семьи является эсхатологическим уходом, ко- торый полон глубокого смысла. В этом плане мы соглашаемся с мнением выдающе- гося русского философа Н.А. Бердяева, который в отношении эсхатологии Л. Н. Толстого полагал: «Он был духовным странником, он хотел им сделаться во всей своей жизни, что ему не удавалось. Но странник устремлен к концу. Он хотел выхо- да из истории, из цивилизации в природную божественную жизнь. Это есть устрем- ление к концу...» [Бердяев, 1990, 221]. Литература 1. Горький, М. А. О С. А. Толстой / М. А. Горький. [Электронный ресурс] – URL: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0500.shtml 2. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1828 по 1855 год.– М.: Издательство Академии наук СССР, 1554. 3. Толстой, Л. Н. Исследование догматического богословия / Л. Н. Толстой. [Электронный ресурс] – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj _ lew_ nikolaewich/text_0150.shtml 4. Толстой, Л. Н. Исповедь. Тайный дневник.– Ростов н/Д: Феникс, 1998. 5. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.– М.: Наука, 1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=