ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
91 бражения Частного суда Л. Н. Толстой приводит учение о мытарствах. В этом от- ношении он отстаивает точку зрения, что после разлучения с телом душа человека на пути в высший мир проходит через воздушные пространства, где встречает пад- ших духов. Эти духи останавливают душу во время ее пути к небу на разных мы- тарствах, припоминая тем самым различные грехи при жизни, стараясь всячески осудить ее. В это же время добрые ангелы, которые так же сопровождают души, припоминают противоположные грехам ее добрые дела и желают ее оправдать. Та- ким образом, мытарства рассматриваются Л. Н. Толстым как орудие Частного суда, который не творится непосредственно Богом над душой человеком. Вообще понятие «суда» рассматривается Л. Н. Толстым как «известный про- цесс исследования и вытекающего из него возмездия, приписывается всеведущему и всеблагому богу» [Толстой, http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0150.shtml ]. Однако, во время Частного суда Бог будет вершить возмездие и определять воздая- ние в виде вознаграждения или наказания только душе человека без участия тела. Тем не менее, ни праведные, ни грешные души не получают совершенного воздая- ния, ибо они находятся не в одинаковом состоянии и содержаться в разных местах. Воздаяние праведников, по мнению Л. Н. Толстого, заключается в прославле- нии их 1) на небесах в церкви торжествующей; 2) на земле – в церкви воинствую- щей, состоящее в почитании святых, икон. Однако, касаясь вопроса о воздаянии праведников и их прославления как на небе, так и на земле, Л. Н. Толстой не согла- шается с тем, что слава и прославление должны занимать важное место в вероуче- нии, ибо любовь к славе, по мнению мыслителя, является одним из самых мелких человеческих чувств. Награда праведникам должна состоять в созерцании Бога, ус- покоении, рае и т. д. Воздаяние грешников же заключается в наказании их в аду, «в месте печали и скорби», куда они отходят после смерти и Частного суда. Однако, эти мучения не яв- ляются полными и совершенными, но лишь предначинательными. Кроме того, если кто-либо из грешников до смерти успел покаяться, но не успел принести плодов, дос- тойных покаяния, то для него еще остается возможность облегчить свои страдания или освободится из ада. Все это возможно посредством молитв церкви и верующих и бес- кровной жертвы, совершаемой священнослужителем. Л. Н. Толстой подчеркивает, что все это может принести пользу умершему лишь в том случае, если он был верующим человеком, ибо «не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают для них что-либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положен- ных ими начал» [Толстой, http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich /text_0150.shtml]. Од- нако, Л. Н. Толстой считает, что главная причина, по которой церковь совершает эти молитвы об усопших, чисто материальная. В рамках всемирного уровня эсхатологии, который акцентирует внимание на конечной судьбе мира и человечества, Л. Н. Толстой признает наступление «по- следнего дня» существования человеческого рода, во время которого должен состо- яться Всеобщий суд. Именно на этом суде будет решена окончательная участь лю- дей. Определяя признаки наступления «последнего дня», Л. Н. Толстой выделяет следующие из них: 1) распространение Евангелия Христова во всем мире; 2) необы- чайные успехи зла и явление на земле антихриста. Наиболее подробно Л. Н. Тол- стой останавливается на характеристике личности антихриста на основе текстов Священного Писания, замечая при этом, что она может быть приложена к разным личностям – Нерону, гностикам, римскому первосвященству, папству и т. д. Следует отметить, что Л. Н. Толстой признавал наличие жизни после смерти, воздаяние и вечную жизнь, но отрицал загробную жизнь в смысле второго пришест- вия Христа, ада с вечными мучениями, «дьяволами» и рая как место постоянного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=