ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

90 Е. Г. Якимова Тула, Россия ОСМЫСЛЕНИЕ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Лев Николаевич Толстой является не только одним из выдающихся русских писателей и мыслителей, но вместе с тем сложной, противоречивой и неоднознач- ной фигурой. В свое время на это обращал внимание русский писатель А.М. Горь- кий, называя Л. Н. Толстого «самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XX столетия» [Горький, 1924, http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0500.shtml ]. Эти слова М. А. Горького можно назвать справедливыми во всех отношениях: сложна не только исключительная личность Л. Н. Толстого, эволюция его мировоззрения на протяжении долгого жизненного пути, сложно его огромное по своему диапазону и значению, богатейшее по своему содержанию и разнообразное по своим формам творческое наследие. Само творческое наследие Л. Н. Толстого насчитывает, по мнению отечественного литературоведа Н. Н. Гусева, «сотни художественных и теоретических произведений самого разнообразного содержания, около десяти тысяч писем к разным лицам, дневники, которые он вел в течение 64 лет своей жиз- ни…» [Гусев, 1954, 4]. Особое место в творческом наследии Л. Н. Толстого занимают произведения религиозно-философской направленности, к каковым можно отнести «Исповедь» (1879–1882), «Исследование догматического богословия» (1879–1880), «В чем моя вера?» (1884), «Зачем я живу?» (1891–1895), «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий» (1880–1881), «Царство Божие внутри вас» (1893), «Христиан- ское учение» (1894–1896), «Что такое религия и в чем сущность ее» (1901–1902), «О сознании духовного начала» (1903) и др. В них переплетаются проблемы жизни и смерти, религии, веры, нравственности, общества, истории и т. д., которые нико- гда не потеряют своей актуальности и значимости. В ряде этих произведений пере- осмысливается и эсхатологическая проблематика конца мира, касающаяся вопросов индивидуального и всемирного уровня эсхатологии. Наиболее полно данные вопро- сы разбираются в работе «Исследование догматического богословия», где они ос- мысливаются часто с критической позиции на основе текстов Священного Писания. В рамках индивидуального уровня эсхатологии, акцентирующего внимание на немедленном посмертном суде и воздаянии, а так же на загробной жизни отдельной человеческой души, Л. Н. Толстой доказывает наличие Частного суда, который предваряет наступление Всеобщего суда во времена окончания мира. В качестве об- стоятельства, предваряющего Частный суд, Л. Н. Толстой выделяет смерть челове- ка, причиной которой является «грехопадение первого человека, а от первого чело- века мы все взяли эту привычку» [Толстой, http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich / text_0150.shtml]. Следует отметить, что у Л. Н. Толстого своеобразное отношение к смерти, ко- торая предстает в его понимании не как главное зло, а всего лишь как одно из изме- нений, совершающихся с человеком: «… смерти нет, а есть ряд изменений, совер- шающихся со всеми нами, в числе которых одно из самых значительных есть смерть, и что изменения эти совершаются над всеми нами,– различно сочетаясь – одни прежде, другие после,– как волны» [Толстой, 1998, 77]. Из этого положения можно сделать вывод, что жизнь не заканчивается со смертью. Таким образом, Л. Н. Толстой верит в жизнь после смерти и посмертную участь человеческой души, которая подвергается, как уже было отмечено выше, Частному суду. В качестве изо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=