ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

9 …Соблазн семейный, или продолжения рода, состоит в том, что человек, делая грехи, оправдывает их благом своих детей. …Соблазн дела, или пользы, состоит в том, что человек оправдывает свои грехи необходимостью ведения и окончания начатого им и полезного для людей дела. ...Соблазн товарищества, или верности, состоит в том, что человек оправдывает свои грехи благом тех людей, с которыми он вступил в исключительные отношения. ...Соблазн государственный, или общего блага, состоит в том, что люди оправ- дывают совершаемые ими грехи благом многих людей, народа, человечества. Это … соблазн … убийства Христа во имя блага многих» [Толстой ПСС, 39, 140]. Исходя из выведенных Толстым определений грехов и соблазнов, старик Ефим является носителем грехов корысти (стремится умножить имущество, собствен- ность во имя будущего личного блага) и, в какой-то степени, властолюбия (должен научить сына вести дело, «хочется при своем глазе дело свершить»), в Елисее же наблюдается грех опьянения и (с натяжкой) корысти, так как он намерен в Иеруса- лиме о спокойствии души позаботиться. Положившись на народную мудрость «В смерти да в животе бог волен», старики собрались в путь. Ефим шел «хорошо, твердо, худого не делает и пустого не говорит, да нет у него легкости на душе», ду- мает об оставленном хозяйстве, беспокоится, справится ли сын без него. Елисей же шел «с веселым духом и как отошел от деревни, так все дела и забыл». По пути в «обетованную землю», как сказано в Библии, «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход. 3: 8, 17), Елисей заботился о Ефиме, думал только о том, «как бы дорогой товарищу угодить, … грубого слова не сказать, … в мире и любви до места дойти и домой вернуться». Все же Елисея, в отличие от Ефима, грех «пересилил» в пути – «достал … рожок». Далее повествуется о голодной деревне и Елисее, который неожиданно решает остаться и помочь нуждающимся реальными делами: «А то пойдешь за морем Хри- ста искать, а в самом себе потеряешь». Сделал добро по-своему, по-хозяйски. От- став от Ефима, с оставшимися от покупок не для себя, а других деньгами «17 р. 20 копеек», решил старик вернуться: «…с этим за море не переедешь! А Христовым именем собирать – как бы греха больше не было. Кум Ефим и один дойдет, за меня свечку поставит. А на мне, видно, оброк до смерти останется. Спасибо, хозяин ми- лостивый – потерпит». Далее, как пишет Толстой, Елисей не только забыл о совер- шенном добре своем, но и «вместо десяти» пчелиных роев соседу «семнадцать от- дал». Ефим же дошел до Иерусалима, взошел на Голгофу, пришел к «ранней обедне в большом храме Воскресения – к гробу господню», прошел путь Христа, усердно молился. Заметим, кстати, что упомянутый в рассказе храм Воскресения Христова в Иерусалиме более известен как храм Гроба Господня, храмом же Воскресения он именуется лишь в армянском языке ( Սուրբ Հարություն տաճար – Сурб Арутюн тачар). Возвращался Ефим прежней дорогой. Узнал он про дела добрые Елисея и услышал о нем от людей, «человек ли был, или ангел божий», «через него (Елисея) мы и бога узнали, и в добрых людей уверовали. Спаси его Христос! … он нас людьми сделал». Кратко и с религиозной проповедью явился Ефиму образ его спутника Елисея, путь и смысл веры. Природная суть веры, ее щедрость и одаренность любовью к ближ- ним оказалась сильнее искусственного поклонения традиционным обрядам, не дающим реального, конкретного и действенного добра, запомнившемся людям. И не случайно Ефиму три раза померещился в толпе Елисей, и странник, с которым со- шелся Ефим в пути к святым местам, потерял «портмонет с деньгами, двадцать три рубля … было: две десятирублевые и три мелочью» (толстовская тема греха денег – это отдельная тема). «Так вот он где, … упередил меня! Мои труды приняты, нет ли, а его-то принял господь». Один идет к Богу «ногами», другой – душой. Ближе к до-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=