ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

89 стараются скрыть от себя спасительную истину и умышленно поддерживают себя в губительном заблуждении?» [Толстой, 1936, 646]. Отвечая на этот вопрос в ходе длительных исканий, яснополянский мудрец приходит к выводу, что заблуждения русских людей обусловлены целым множест- вом причин, среди которых важнейшими являются следующие. В первую очередь люди заблуждаются из-за того, что они не понимают реальное учение И. Христа. Оно преподносится с амвонов руководством православной церкви в такой форме, что не понятно народным массам. Фарисеи и книжники православия исказили и пе- ретолковали учение Спасителя для поддержания своих корыстных интересов. Пере- лицовывая истины И. Христа, они внушают простому народу, что учение мистично и темно, что его смысл доступен только святым угодникам и высшим чинам право- славного клира. Во-вторых, что вводит людей в заблуждение, по мнению Л. Н. Толстого, есть те многовековые привычки, которые были выработаны людьми в период языческой жизни. До сих пор большинство православных продолжает жить по старым законам. К сожалению, люди так и не перешли от языческого к христианскому жизнепони- манию. И, наконец, самое главное препятствие к тому, чтобы каждый человек стро- ил собственное поведение на Христовых максимах, заключается в массе соблазнов, с которыми он постоянно встречается в повседневной действительности. К числу таких соблазнов, указывает Л. Н. Толстой, относятся, прежде всего, соблазны чис- тоты каждой личности, когда она считает себя не обязанной ни кому, тогда как все другие люди ей что-либо должны. Другой соблазн связан с отношением к женщине. «Люди,– говорит писатель,– часто думают, что женщина сотворена для плотской утехи и что, оставив одну жену и взяв другую, мы получаем больше утехи» [Тол- стой, 1957, 895]. Третий соблазн касается клятвы граждан на преданность сущест- вующей власти. «Клятвы,– подчеркивает Л. Н. Толстой,– которые вымогают от лю- дей, делают их дурными» [Толстой, 1957, 895]. Преодолевая все препятствия и соблазны, убежден яснополянский мудрец, ка- ждый человек прочно становится на единственно правильный путь жизни, позво- ляющий ему достичь всех желанных целей. Все другие пути неизбежно ведут к заб- вению и смерти. Литература 1. Колбановский, В. В. Гражданственность и глобальная социология / В. В. Колбановский.– СОЦис.– 2010.– № 3. 2. Страхов, Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862–1885) / Н. Н. Страхов.– СПб., 1905. 3. Ильин, В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого / В. Н. Иль- ин.– СПб., 2008. 4. Толстой, Л. Н. [Благо только для всех] / Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.– Т. 26.– М., 1936. 5. Толстой, Л. Н. Краткое изложение Евангелия / Л. Н. Толстой.– Полн. собр. соч.– Т. 24.– М., 1957.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=