ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

88 На наш взгляд, очень уж был оригинален В. Н. Ильин при интерпретации со- циально-философской концепции великого русского мыслителя. Согласно его аргу- ментации получается так, что поскольку Л. Н. Толстой с головой погрузился в гущу народного бытия, то, следовательно, он принадлежит к стану народников. А по- скольку тульский помещик большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, любил Россию, ее землю с бескрайними просторами и многообразными красотами, то, следовательно, он примыкает к когорте славянофилов. В реальности яснополян- ский граф в своей творческой деятельности был чрезвычайно далек и от народников и от славянофилов. Тесная связь Л. Н. Толстого с народными массами была совер- шенно другой, чем у них: более прочной и многосторонней. Соратники П. Л. Лавро- ва и Н. К. Михайловского ходили по деревням, чтобы просветить крестьян и повес- ти их за собой к новой светлой жизни. Крестьянство для них представлялось темной и безликой толпой, которую просвещенные и возвысившиеся над ней герои из ин- теллигенции должны разбудить и привлечь на свою сторону. Народнические теории героя и толпы были чужды мировоззрению Л. Н. Толстого, так как в каждом чело- веке независимо от его сословной принадлежности он видел сына Божьего, а не представителя безликой и аморфной массы. Да и себя писатель никогда не возвели- чивал и не относил к числу героических персонажей. Социальные идеи А. С. Хомякова и братьев Киреевских тоже не гармонирова- ли с толстовскими убеждениями. Славянофилы стремились сохранить прежний по- рядок господства православной церкви в духовной сфере пореформенной России. С их точки зрения, христианское православие вот уже более 800 лет поддерживает русский народ во всех его бедах и невзгодах. Оно составляет краеугольный камень русской культуры, придающий ей устойчивость и самобытность. Вкупе с самодержа- вием и народностью этот духовный фундамент россиян образует становой хребет российской государственной жизни. Доктрина славянофилов была прямо противопо- ложна воззрениям Л. Н. Толстого. Она абсолютно не соответствовала его теоретиче- ской позиции, так как тульский мудрец видел в официальном православном вероис- поведании грубое искажение подлинных Христовых истин, которые и должны при- нять в свои максимы русские люди. Христианство, которое предлагал российский мыслитель в качестве руководства человеческой деятельностью, представляло собой этические и социальные правила, изложенные И. Христом в своем учении. В нем не было места культовым атрибутам православной церкви и всем мистическим компо- нентам православного вероучения. Кстати отметим, что этот толстовский прием вы- членения из православной религии земного социального содержания был позднее ис- пользован немецким мыслителем М. Вебером, но уже в отношении протестантизма. Как видим, хождение Л. Н. Толстого в народ имело своеобразный характер и преследовало собственные оригинальные цели. Представители разных социально- политических движений шли учить, поднимать к свету русский народ, а яснополян- ский мудрец, наоборот, отправлялся к народу учиться, искать образцы истинной христианской жизни. Его в первую очередь интересовало: руководствуются ли на- родные массы, составляющие преобладающую часть российского населения, теми ценностями, которые провозгласил И. Христос в Гефсиманском лесу. А если сказать словами самого русского мыслителя, его интересовало то, «чем люди живы». Хотя отдельные проблески христианского поведения писатель нашел в отказах некото- рых солдат от применения оружия против восставших крестьян и в отказах духобо- ров от государевой службы, но в целом, по его мнению, русский народ в своей массе живет пока языческой, а не истинной христианской жизнью. «И почему люди,– пи- шет Л. Н. Толстой,– как будто нарочно 1800 лет после того, как им открыта истина, избавляющая их от рабства и зла и дающая им свободу и благо, как будто нарочно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=