ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
86 временно наступил срок разбирать прошлые завалы и извлекать на свет все то, что еще сохранило какое-либо значение для построения новой глобальной картины ми- ра. В качестве одного из таких позитивных компонентов, которые обязательно должны войти в современные глобальные доктрины, все чаще и чаще предлагаются взгляды Л. Н. Толстого. Миросозерцание русского писателя содержит весьма само- бытную и оригинальную трактовку человеческого социального поведения. Творчество Л. Н. Толстого развернулось во всю ширь в годы пореформенной жизни российской державы, наконец-то освободившейся из пут крепостнической зависимости. Ликвидация крепостного права открыла широкие двери мировоззрен- ческой свободе и раскрепощению всей творческой деятельности русской интелли- генции. В духовной атмосфере общества воцарилось состояние эйфории и началось всеобщее брожение умов, пытавшихся разобраться в новой социальной реальности, сложившейся после столь кардинального исторического события. Каждый торопил- ся предложить свое оригинальное видение грядущего развития родной Отчизны. Так что не случайно, а вполне закономерно в этот знаменательный период 60–70-х годов девятнадцатого столетия и определились основная направленность, а также ведущий вектор философского поиска яснополянского мыслителя. Примкнув к славной когорте передовых граждан России, озабоченных разрешением их вечно- го вопроса – «Что делать?», Л. Н. Толстой предложил обществу собственный само- бытный вариант его решения. Он разработал качественно новые нормы и максимы, регулирующие действия людей в изменившемся обществе, как в период мирной жизни, так и во время военных баталий. Конечно, было бы большой наивностью полагать, что на этом перепутье рос- сийской истории великий писатель уже полностью разобрался в наболевшем вопро- се и представил на суд просвещенной публики окончательный вариант своей соци- ально-политической конструкции. Столь скоропалительные метаморфозы вообще маловероятны; они расцветают пышным цветом лишь в сказках. Разумеется, в тот исторический момент общественность еще не получила от российского мудреца ка- ких-либо безапелляционных рецептов добродетельных поступков своих соотечест- венников. Во многом первичная толстовская концепция имела гипотетический ха- рактер и являлась всего лишь пробным наброском художественной картины различ- ных человеческих дел, ведущих к желанной цели. Мыслитель еще не раз пополнял ее содержание и вносил различные изменения. Он дорабатывал свою доктрину вплоть до самой кончины. Отличительной чертой его первоначальных социально- философских представлений явилось то, что на этой ступеньке мировоззренческих исканий они носили литературные одежды. Литературное покрывало социальных воззрений Л. Н. Толстого − это не про- сто его случайный выбор или непременное следствие профессиональной деятельно- сти. Как писатель он вполне мог бы не поднимать коренные проблемы пореформен- ного бытия, а, подобно И. С. Тургеневу, скользить по поверхности повседневных забот и тревог отдельного индивида. Однако тульский мудрец избрал более труд- ную дорогу, истоки которой лежали в глубинах русской культуры и отражали осо- бенности русской философской традиции. Вне всяких сомнений, Л. Н. Толстой вос- принял близко к сердцу великую историческую миссию литературы, что именно она ответственна в большей мере за дальнейшую судьбу многострадальной России. Творец «Войны и мира» наглядно продемонстрировал, что на страницах литератур- ных романов легче всего можно показать пустоту и ничтожность прежней светской жизни, уходящей в небытие, и в то же время приоткрыть людям туманную завесу над грядущим. Обладая уникальным даром проникать во все уголки материального и идеального мира, литературная отрасль духовного производства больше всех дру-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=