ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

85 другом произведении великого писателя, отражено слияние чувственной любви- эроса и нравственной любви-агапе, которое являет собой любовь целомудренную, созидающую целостную личность человека. Литература 1. Бабаев Э.Г. Роман и время: «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.– Тула, 1975. 2. Мелешко Е.Д. Философский анализ романа Л. Н. Толстого «Анна Карени- на» // Толстовский сборник – 1995: Материалы Междунар. науч.-практ. конферен- ции.– Тула, 1995. 3. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого.– М.: Наука, 2006. 4. Страхов Н. Н. Толки о Л. Н. Толстом // Русские мыслители о Л. Н. Толс- том.– Тула: Ясная Поляна, 2002. 5. Толстой Л. Н. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: Юб. изд.: В 90 т.– М.-Л.: Худ. лит., 1928–1958.– Т. 18. 6. Толстой Л. Н. Записные книжки. 4 февраля 1870 г. // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: Юб. изд.: В 90 т.– М.-Л.: Худ. лит., 1928–1958.– Т. 83. 7. Толстой Л. Н. Путь жизни: В 2 т.– Тольятти, 1995. 8. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е го- ды.– Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. В. Д. Шмелев Екатеринбург, Россия ТРАКТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ТРУДАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Сегодня, когда глобальные изменения захватили в свою орбиту не только эко- номические и политические ресурсы, но и денежные, информационные, материаль- ные средства к жизни, значительная часть населения нашей страны оказалась в зоне риска. Одни, добравшись до вершин, все больше и больше отрываются от отечест- венных корней и образуют в социальной структуре отдельные чужеродные слои, группы, классы. Так, нынешние олигархи вообще не желают иметь каких-либо кон- тактов в территориальных пределах родного отечества, перенося свое местожительст- во в комфортабельные зоны мира. Другие, лишенные каких бы то ни было возможно- стей для бытия, вынуждены влачить жалкое депривированное существование. А ос- тавшееся большинство находится в состоянии аномии. Поэтому, от того, как будет действовать каждый человек, зависит в наши дни быть или не быть российскому со- обществу, его процветанию и благосостоянию. Соответственно проблема социально- го действия в этих условиях превращается в одну из самых животрепещущих. Современные искания российских любомудров, пытающихся найти выход из сложившейся кризисной ситуации в стране, характеризуются разноплановостью и многообразием. Они лишены прежней поляризации, когда марксистские воззре- ния и представления их идейных противников находились в непримиримом проти- востоянии при объяснении социума. Жизнь показала (как справедливо отмечает В. В. Колбановский), что «капитализм исчерпывает себя; государственный социа- лизм на практике показал непригодность и архаичность» [Колбановский, 2010, 112]. Иначе говоря, старые ценности исчерпали себя, и объективно возникла необходи- мость в качественно ином осмыслении повседневного человеческого опыта. Одно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=