ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

84 В супружеской жизни и происходит чаще всего, по Толстому, замена такого чувства, какого хочет Анна, именно чувством человеческого долга в отношении друг к другу. Семья держится не страстью, которая проходит, а нравственным дол- гом. Сама привязанность супругов – уже не страсть, а привязанность друзей (лю- бовь-агапе), связанных общими обязанностями. Анна не может пожертвовать страстью и примириться с этим законом жизни. Трагедия Анны в романе – это трагедия жизни, построенной на личной страсти и лишенной высшей нравственной цели. Положение Анны остро противоречит дол- гу по отношению к связанным с нею людям. Писателя продолжает волновать в судьбе героини не проблема плоти, а тот факт, что очень сложное по своей природе страстное личное чувство, выливаясь в жажду все более полного, и не только физического обладания возлюбленным, способно даже в возвышенной натуре поглотить такое ценнейшее душевное свойст- во, как обращенность к интересам других и даже самого любимого человека. И. В. Чуприна считает, что «чтобы быть в мире с собой, Анне надо было или не поддаваться инерции общепринятого и не выходить замуж за Каренина, или, вняв голосу долга, подавить чувство к Вронскому еще на самых ранних стадиях его развития. Отдавшись «течению жизни», ослабив в соответствующие ее моменты нравственную активность, Анна «поставила себя в положение, из которого уже не могло быть морально удовлетворяющего выхода» [Чуприна, 1974, 248]. На наш взгляд, на протяжении всего романа Л. Н. Толстой дает Анне воз- можность восстановить «утраченное целомудрие»: вернуться к мужу и сыну; жить с Вронским и дочерью; и, в крайнем случае, остаться одной, посвятив себя общест- венной деятельности. По замыслу Толстого, для возрождения Анне надо было на любом этапе ее жизни усилиями нравственной воли прекратить эгоистическую борьбу с Вронским, которую вел с ней «поселившийся в ее сердце злой дух», обратиться к материнским заботам, принять ближе к сердцу проблемы воспитания детей, о которых она писала книгу, проникнуться вопросами, волнующими Левина, и т. д. Все это способно было удержать у жизни, в то время когда любовь-страсть разрушает связь с миром. Не сделав таких усилий, Анна «потеряла себя» как духовная личность, нравственная гибель Анны завершается в конечном итоге гибелью физической. Именно утеря гармонии, заключающейся в душевной и телесной целостности, целомудрии чело- века, послужило причиной гибели Анны. В романе показан яркий образец утраты внутренней целостности. Анна не толь- ко не пытается выбраться из данного положения, но все более и более увязает в нем, и не находя опоры ни в чем погружается в бессмысленность существования. Про- снувшееся желание личного удовлетворения исключает прежнее прощающее, нетре- бовательно-любовное, чистое и целомудренное отношение к окружающему миру. В романе, на примере любви Левина и Кити, Толстой показал, что именно в органичном соединение нравственного и эстетического чувства любви возможно достижение человеком целостности. Как отмечает Е. Д. Мелешко, Толстой то ли сам не в полной мере осознавал значение идей романа, то ли, разочаровавшись в возможностях чувственной любви, оставил разработку этой темы, даже не пытаясь придать этим своим мыслям систе- матического нравственно-философского характера. В последующих произведениях писателя, чувственная любовь всячески третируется и откровенно называется одним их христианских грехов «половой похотью» [Мелешко, 1995, 13]. Однако именно в романе «Анна Каренина», названном критиком Н. Н. Страхо- вым произведением «глубоко целомудренным» [Страхов, 2002, 70], как ни в каком

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=