ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
80 3. Толстой Л. Н. В чем моя вера? // Л. Н. Толстой. В поисках веры.– М., 2006. 4. Толстой Л. Н. Круг чтения.– Т. 1. Ю. В. Шарановская Тула, Россия ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИДОВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»: ЧУВСТВЕННАЯ, ДУХОВНАЯ, ЦЕЛОМУДРЕННАЯ Философия любви Л. Н. Толстого наиболее полно отражена в романе «Анна Каренина», где «нравственной форме чувственной любви противостоит… не менее возвышенное по своей природе и духовное чувство» [Страхов, 2002, 120]. Духовный кризис, переживаемый Толстым в конце 1870-х годов, нашел отра- жение в той «художественной модели мира», которую он создал в романе «Анна Каренина». В романе мир представлен потерявшим равновесие, в нем «все переме- шалось и только укладывается», социальные изменения роковым образом отзыва- ются в сфере семейных отношений, человеческих страстей, в самом мироощущении человека. Художник изображает противостояние силы зла и закона добра не во внешнем мире, а, прежде всего, в душе человека. Любовь, семейное начало в романе подвергаются анализу, показывается многообразие, многоплановость человеческих отношений в рамках семьи, социума, предпринимается попытка осмысления и ут- верждения основ человеческой жизни в целом. В романе все герои любят, любят разной «любовью», все понимают лю- бовь по-своему. Анна отмечает, что «если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви» [Толстой, т. 18, 46], что полностью согла- суется с концепцией романа, попыткой дать глубокий анализ мотивов человече- ских поступков. Одной из центральных тем произведения является поиск нравственного смыс- ла любви на путях соединения любви-страсти и любви-долга. В романе «Анна Ка- ренина» Толстой предпринял попытку ввести чувственную любовь (наиболее жи- вотную в человеке страсть) в мир нравственных чувств. Чувственная любовь оказы- вается той осью, вокруг которой вращаются все основные события произведения. Чувственная или «эстетическая» любовь 1 выступает внешне в нравственно- одухотворенной форме, стимулирую духовные силы человека, но она не способна возвысить и вознести его на уровень нравственного перерождения, определяющего смысл жизни (отрицание Анной материнства, связанного с нежелательной беремен- ностью от «любимого» человека). Следует отметить факт, что Л. Н. Толстой в «Анне Карениной» не является принципиальным аскетом, противником личного счастья и полноты жизни: он за любовь и за семью в тех здоровых формах, в каких оно видится ему у молодой кре- стьянской пары (Ивана Парменова и его жены) и во многом у Левина и Кити, но он предостерегает против превращения этого личного стремления в самоцель, так как человеческое существование имеет более важный и высокий нравственный смысл [Чуприна, 1974, 308, 234]. 1 Определение любви Анны и Вронского как «эстетической любви» дает Е. Д. Мелешко в работе «Христи- анская этика Л. Н. Толстого».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=