ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

79 сен с высказыванием человека христианина, «который сказал credo, quia absurdum» [Толстой, 2006, 276]. Также он разделяет веру как убеждение в чем-то (это вера не является истинной верой) и веру как веру истинную. Если человек, находясь на по- зициях веры-убеждения, приобретает веру истинную, то он, поверив в истинное учение Христа, изменяет взгляд на жизнь. Можно отметить, что вера в учении Толс- того обладает огромным потенциалом и влиянием на жизнь, духовность, нравствен- ность человека. И в первую очередь это касается истинной веры, так как она высту- пает основанием добродетельной жизни, разумного сознания блага, смысла жизни. Именно истинная вера, по мнению мыслителя, непоколебима. Так как легко разру- шить веру, опознаваемую как убеждение, как доверие. Такая вера слаба и при пер- вом же искушении разрушается. Истинная вера лишена эгоизма, гордыни, она не основывается на вере в себя, а на свете, свете истины и именно в ней, по его мне- нию, спасение. В заключение необходимо отметить, что рассмотрение феномена религиозной веры Л. Н. Толстым перекликается с воззрениями в протестантизме на место и роль веры в жизни человека. У Л. Н. Толстого вера действительна в делах, это мирская аскеза. Можно сказать, что спасение возможно только верой при принятии в лично- стный центр учения о непротивлении злу силой, которое являлось системообра- зующим в учении о спасении у Иисуса Христа. Только принятие этого учения и реа- лизация его на практике в мирской жизни посредством веры и ее актуализации в де- лах приводит человека к спасению. Спасение, оправдание только верой является не- отъемлемой составляющей учения протестантизма, как одного из направлений в христианстве (окончательно это оформлено в учении М. Лютера). Толстой указы- вает на то, что через веру в смысл жизни, через труд, понимаемый как благо, чело- век спасается. Именно в этом коренное отличие для Толстого «не спасение верою», или аскетизмом, а спасение на основе веры в смысл жизни, на основе истинной ве- ры. И жизнь человека возможна в его действии, в жизни среди других грешников, а не в уходе из мира и умерщвлении себя, своей плоти. Сама истинная вера должна раскрываться в делах, поступках человека, а не в уходе из мира, в монастырь. Также немаловажным фактом в учении Л. Н. Толстого выступает его характери- стика религиозности общества его времени. Он говорит об оскудении веры, превраще- нии ее в чисто культовую, ритуальную практику. Затрагивает проблемы личной веры в Бога. Л. Н. Толстой вскрывает истоки неверия и нигилизма в обществе. Для него харак- терно обращение к секулярным последствиям в области религии и веры. Религиозно- нравственное учение Л. Н. Толстого это не просто ретроспектива развития человечест- ва в духовном плане, это глубинное проникновение в истоки и смысл его религиозно- сти, нравственности. Вера, ее духовно-нравственное значение является одним из осно- вополагающих элементов, на котором основывается учение Л. Н. Толстого. Последова- тельное рассмотрение феномена религиозной веры в учении великого мыслителя и пи- сателя необходимо для понимания сущности веры, ее действия в жизни человека и влияния на его нравственность, мироощущение, мировоззрение. Это также может по- служить основанием для раскрытия таких феноменов как квазивера, квазирелигиоз- ность в современном мире, так как в его трудах вскрываются те проблемы и источники, которые напрямую или косвенно способствуют появлению, формированию и распро- странению в духовной сфере общества квазирелигиозности. Литература 1. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого.– М., 2006. 2. Моральная философия Л. Н. Толстого: Учеб. пособие / Е. Д. Мелешко, С. А. Гусова. – Тула, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=