ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

78 ваем жизни» [Толстой, 2006, 267]. А сама жизнь человека получает смысл только в исполнении воли Бога, но не в личном благе. Вера и поступки человека коррели- руются тем учением, в которое тот верит. Л. Н. Толстой пишет: «у него будет соот- ветственно этому взгляду вера, и все поступки его будут всегда сообразны с нею… смотря по тому, в чем он будет полагать волю Бога, у него будет и соответствующая вера, и все поступки его будут вытекать из этой веры» [Толстой, 2006, 268]. Поэто- му если человек верит в личное благо, то он «будет полагать это благо,– в приобре- тении ли имения, в знатности ли, в славе, в удовлетворении ли похоти и пр..» [Толс- той, 2006, 268], но это не будет истинной верой, по мнению мыслителя. Следуя учению Христа человек должен утверждать его в своей жизни посред- ством веры и дел, поэтому вера органично вплетается и в его учение о непротивле- нии злу силой. Вера предстает у него как медиатор тех моральных требований, ко- торые должен актуализировать в своей жизни каждый человек, если он хочет следо- вать учению Иисуса Христа и спастись от «погибельной жизни» [Толстой, 2006, 235]. Вера предстает в учении Л. Н. Толстого как нравственная основа жизни, кото- рая и которой происходит оценивание жизни. В вере происходит оценка того, «что важно и хорошо в жизни, и того, что неважно и дурно» [Толстой, 2006, 269]. При- чем вера выступает у него как оценка «всех явлений жизни» [Толстой, 2006, 269]. Она своего рода моральный критерий для всех действий человека. Истинная бла- женная жизнь возможна только в вере. Именно в вере происходит спасение челове- ка от дурной мирской жизни, так как «законная жизнь человеческая есть жизнь блаженная» [Толстой, 2006, 224]. Вера для Л. Н. Толстого это также правильно по- нятая истина учения о спасении, направленная на нее интенция человека, это духов- ный акт личности и постулирование тех истин, которые помогут и неверию челове- ка. Само неверие означает для него желание утвердиться в том, чего нет. Это по его разумению и является ложной верой. Непосредственными признаками истинной веры выступают ясность и простота, а первыми предметами являются человек и жизнь. Надо также отметить, что вера «есть неизбежное свойство души» [Толстой Л. Н., Т. 1, 413.]. Существование самой веры не ставиться под сомнение Л. Н. Толстым, но при раскрытии веры в своем учении мыслитель не избежал той тенденции в рассмотрении веры, которую мы находим у многих исследователей, а именно то, что у него нередко встречается отождествление веры с вероучением, религией. При исследовании веры в учении Толстого можно использовать также такой критерий веры как рациональность. Так как в своих работах он затрагивает гносео- логическую проблематику веры, определяя познавательные способности человека, природу и назначение феномена веры. Л. Н. Толстой в целом создает свое ориги- нальное учение о вере, своеобразную «философию веры», продолжающую русскую традицию цельного духовного знания, ярко выраженную в славянофильстве, как считает Е. Д. Мелешко. Одним из существенных признаков веры Л. Н. Толстой опи- раясь на учение Христа, видит разумность, «разумное сознание» человеком смысла своей жизни. Вера предстает у него как знание трансцендентных истин, знание того, что стоит выше понимания разума, но «без чего невозможно жить и мыслить», она есть духовное знание и сила жизни, в ней заключается знание смысла жизни чело- века, который не уничтожаем смертью [См.: Мелешко, 2006, 10–11]. Основным ме- тодом «разумной веры» выступает познание «в себе и собою», способствующее адекватному постижению духовных принципов. Толстой Л. Н. считает, что именно вера стоит у человека первым познающим принципом. Вера, будучи истинной, по- могает познать и определить свой путь спасения. Толстой неоднократно подчеркивает разумность веры и отрицает возможность нелепости как лучшего средства для научения людей истине. Поэтому он не согла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=