ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

77 необходимо приводят нас к рассмотрению философских и нравственно-религиоз- ных взглядов русских мыслителей. Одним из тех, кто оказал огромное влияние сво- им творчеством и опытом жизни на русскую культуру, мировоззрение, нравствен- ность, является Л. Н. Толстой. Исследование веры, ее духовно-нравственного значе- ния является актуальным и требует детального рассмотрения в рамках религиозно- нравственного учения Л. Н. Толстого. Так как мы имеем дело не просто с изменяю- щимся религиозным феноменом, который на современном этапе имеет множество типов, в том числе эволюционировать в квазиверу. Феномен веры имеет свою структуру, динамику развития, человеческое основание, выступает парадигмой мышления, духовно-нравственное значение в жизни человека. Данный феномен ис- следуется во многих областях гуманитарного знания, но в учении Л. Н. Толстого имеет свою специфику, без рассмотрения которой мы не сможем понять мир веры, ее значение для самого мыслителя и пути ее эволюции. Рассмотрение учения Л. Н. Толстого помогает раскрытию такого многоаспектного религиозного феноме- на как вера, способствует пониманию оснований веры современного секулярного общества с его квазирелигиозностью. Используя методологию критериев веры можно выявить различные аспекты раскрытия духовно-нравственного значения веры в учении Л. Н. Толстого. Обраща- ясь к рассмотрению веры в учении мыслителя, можно отметить, что вера раскрыва- ется, например, через один из ее критериев, который является универсальным для христианской теологии (католической, протестантской теологии и православного богословия), религиозной этики – нравственную добродетель. Спецификой данного критерия можно считать то, что вера раскрывается как религиозно-этическая кате- гория, имеющая духовно-нравственное значение в жизни человека, разбирается на- ряду с такими категориями как любовь и надежда, добро и зло, рассматривается че- рез связь с делами, поступками людей, их мотивацией и волей. В моральной фило- софии Л. Н. Толстого феномен веры наряду с душой и Богом является одним из ее метафизических начал. Проблема веры всегда являлась системообразующей, цен- тральной для религиозно-нравственных исканий мыслителя как в личном, духовно- практическом, так и в исследовательском плане, как считает Е. Д. Мелешко. Рели- гиозно-нравственный синтез Л. Н. Толстого берет начало с кардинального переос- мысления понятия веры. Уже в первой своей исследовательской работе «Соедине- ние и перевод четырех Евангелий» (1879 г.) он пытается определить сущность ис- тинной веры [См.: Мелешко, Гусова, 2005, 10; Мелешко, 2006, 10]. Вера, ее актуали- зация неотделимы от нравственности, религиозной этики Л. Н. Толстого. Религиоз- ный феномен коренится «в единой нравственной основе жизни», которая является общей для всех христианских вероучений, она и есть то, что Толстой Л. Н. называет «истинной верой» и она же является ее критерием. Для Толстого характерно рас- смотрение веры именно в сфере нравственности, где сам исследуемый феномен не- отделим от религиозно-этических категорий. Также как и для других религиозно- нравственных мыслителей для Л. Н. Толстого характерно рассмотрение веры в не- разрывной ее связи с делами, поступками человека. Он пишет: «..вера, из которой не вытекают дела, не есть вера. Это только желание верить во что-нибудь, это только ошибочное утверждение на словах, что я верю в то, что я не верю. Вера, по этому определению, есть то, что содействует делам, а дела – то, что совершает веру, то есть то, что делает веру верою» [Толстой, 2006, 266]. Тем самым определяя тесную и взаимообусловленную связь веры и совершаемых человеком дел, практическую сторону веры. Вера истинная предстает не как утверждение какой-то истины, уче- ния или блага, а как совершаемое действие. Все поступки человека, по мнению Тол- стого, вытекают из веры, которая основывается на смысле, «который мы приписы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=