ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
76 чаев, 1914, 17]. После того, как А. Л. Толстая подарила яснополянским крестьянам землю с условием общинного владения, они поделили между собой часть этого по- дарка на 10 лет, а часть осталась неразделённой [Нечаев, 1914, 17]. Подчёркивается это потому, что передел общинной земли (постоянное перераспределение наделов между общинниками в зависимости от изменения состава семей и других обстоя- тельств) традиционно считался одним из наиболее характерных признаков общин- ного землевладения и землепользования. Фактическое исчезновение переделов из жизни многих общин во второй половине XIX века говорило о том, что крестьян- ская поземельная община постепенно изживает себя. Однако идеологизированные сторонники общины, по мнению Нечаева, искусственно тормозят процесс перехода крестьян к окончательному разделу общинной земли на частные наделы (отруба). Так, он подчёркивает, что А. Л. Толстая подарила яснополянским крестьянам землю с условием сохранения её в общинной собственности, как бы заставляя их быть сто- ронниками общинных порядков, которые она сама считала для них полезными. Графиня, таким образом, явно не надеялась на «сознательность» яснополянских крестьян в этом вопросе. Б. Нечаев, таким образом, является представителем той части либеральной ин- теллигенции, которая поддерживала аграрную политику П. А. Столыпина. В своей книге он доказывает на примере двух сёл Тульской губернии преимущества едино- личного владения землёй перед старой крестьянской общиной. Он пытается доказать на конкретных примерах, что единоличное владение землёй, введённое в соответствии с реформой, может быть не разорительно для крестьян, что оно более прогрессивно и выгодно для государства и общества. Сами крестьяне, по его мнению, могут быть сторонниками частной собственности на землю. Ясная Поляна указана им как харак- терный пример общины потому, что там жил и творил известный противник частной собственности на землю и единоличного ведения хозяйства Л. Н. Толстой. Кроме того, после смерти Толстого, в соответствии с его пожеланиями, в Ясной Поляне был осу- ществлён локальный «чёрный передел». Рвы были выбраны им, скорее всего, потому, что были ближайшим примером «отрубного» села. Это косвенно свидетельствует о популярности и авторитете Л. Н. Толстого в России начала XX в. Литература 1. Толстой, Л. Н. Письмо П. А. Столыпину 28 января 1908 г. / Полн. собр. соч.: [юбилейн. изд. (1828–1928)] / Л. Н. Толстой; Под общ. ред. В. Г. Черткова.– М.: Ху- дожественная литература, 1935–1958.– Т. 78. [подгот. текста и коммент. В. А. Жда- нова и Э. Е. Зайденшнур].– 1956. 2. Нечаев, Б. Ясная Поляна и Рвы.– Две программы / Б. Нечаев.– Петроград: Лештуковская паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1914. Е. Н. Чеснова Тула, Россия ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ В УЧЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В контексте исторического и современного духовного опыта приобретает осо- бую актуальность рассмотрение проблемы духовно-нравственного значения веры. Современная религиозная действительность и состояние нравственности в обществе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=