ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

69 рующим в Божество, отраженным в образах Каратаева («Война и мир») и Акима («Власть тьмы»). Совсем иное отношение к Толстому Лодыженский демонстрирует в своей вто- рой книге «Свет Незримый», подробно рассказывая о своём кратковременном зна- комстве с Толстым, которое, по-видимому, и послужило причиной для его после- дующей критики [Лодыженский, 1992, 198–203]. Данная встреча с «великим писателем земли русской», беседе с которым Ло- дыженский первоначально не придал большого значения, со временем, как он сам замечает, приобрела для него глубокий смысл и помогла многое уяснить относи- тельно Толстого. 31 июля 1910 года Митрофан Васильевич Лодыженский со своей женой Ольгой Александровной и их знакомым С. В. Чиркиным, бывшим управляющим русским консульством в Бомбее, прибыли с визитом в Ясную Поляну [Толстой, 1934, 86]. Лодыженский рассказывал Толстому о своей первой, тогда только готовящей- ся к выходу книге «Сверхсознание», касающейся жизни христианских святых. Тема не заинтересовала сначала Толстого. Лодыженский пытался доказать Толстому вы- сокое значение трудов подвижников. Для этого он изложил перед ним схему св. Ав- вы Дорофея: «Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от ок- ружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу» [Добротолюбие, 2008, 760]. Оказалось, что Толстой придерживался похожих воззрений относительно любви к ближнему. Тогда, как утверждает Лодыженский, Толстой впервые услышал о «Доб- ротолюбии» [Добротолюбие, 2008, 241] [Толстой, 1953, 204]. При этом Толстой обра- тился к Бирюкову с тем, что необходимо приобрести «Добротолюбие», на что тот, как отмечает Лодыженский, ответил недовольным тоном, у них «это всё есть». Другой темой разговора Лодыженского с Толстым были оккультные силы, су- ществование которых настойчиво доказывалось первым. Толстой же назвал это всё «вздором» и «пустяками», отказавшись при этом от рассказа о том, как гипнотизер Пикман смог с помощью данных сил усыпить О. А. Лодыженскую против её воли. Несколько дней спустя Толстой с доктором Маковицким, посещал Лодыжен- ского в его имении Басово якобы с целью ознакомления с «Добротолюбием». Тогда они виделись с Лодыженским в последний раз. После этих двух коротких встреч с Толстым Лодыженский составил о нём уже определенное мнение. Толстой представлялся Лодыженскому как человек, не усто- явшийся в своих религиозных исканиях, мало сведущий в православной духовной литературе, своеобразный и странный, а также необъяснимо предвзятый в своих воззрениях, не верящий ни в какие таинственные силы. Среди положительных качеств Толстого Лодыженский безусловно отмечает его литературный гений, который создает во «Власти тьмы» «поразительный» тип мужика Акима, истинного подвижника, в котором чувствуется духовная сила. Ло- дыженский также подчеркивает стремление Толстого к изучению интересующих его идей, даже если последние не согласовывались с представлениями толстовцев, что особенно заметно в его желании поскорее познакомиться с «Добротолюбием». Именно знакомство с таким памятником произведений христианских святых могло, по мнению Лодыженского, дать Толстому особый импульс, способный вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=