ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

68 Наконец, в куда более жесткой форме, чем Н. А. Бердяев характеризует духов- ность Л. Н. Толстого. Если для последнего в Л. Н. Толстом просто преобладает ду- шевно-телесное начало, то Ильин называет всю его концепцию бездуховной и про- тиводуховной. Она описывает и утверждает в качестве идеального состояния чувст- во в известном смысле бездуховное и противодуховное» [3] ,– отмечает философ. Подводя итог нашей статье, нужно заметить, что в критике учения Л. Н. Тол- стого два столь непохожих мыслителя приходят к близким выводам об излишнем рационализированном морализме Л. Н. Толстого, о его нигилизме и об отсутствии в нем духовно-мистической религиозности. Последний вывод слишком поверхностен, о чем свидетельствует глубокий анализ соотношения этического и мистического в позднем творчестве Л. Н. Толстого, предпринятый В.Н. Назаровым в работе «Ме- тафоры непонимания: Л. Н. Толстой и Русская Церковь в современном мире» [5]. Литература 1. Бердяев Н. А. Кошмар злого добра [электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_b/berdiaev_iljin_zlo.html . Дата обращения 30.06.2012. 2. Бердяев Н. А. Л.Толстой [электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/berdyaev/tolstoi.html . Дата обращения 30.06.2012. 3. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою [электронный ресурс] URL: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html. Дата обращения 30.06.2012. 4. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л. Н. Толстого [электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1490.shtml . Дата обращения 30.06.2012. 5. Назаров В. Н. Метафоры непонимания: Л. Н. Толстой и Русская Церковь в современном мире // Вопр. философии.– 1991.– № 8.– С. 155–156. О. В. Солопов Тула, Россия СПОР М. В. ЛОДЫЖЕНСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО Митрофан Васильевич Лодыженский (1852–1917) – русский религиозный фи- лософ начала XX века. Одной из тем философии мыслителя стала критика в адрес Л. Н. Толстого и его учения. Можно обозначить два периода его отношения к Л. Н. Толстому. В работе «Сверхсознание» Лодыженский выделяет Толстого как одного из главных борцов против современного атеизма, или так называемой «повальной болезни духа». «Только с выступлением на сцену Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, – подчеркивает Лодыженский, – начался сдвиг интеллигент- ского мышления с той мёртвой точки, куда, казалось, это мышление так прочно усе- лось благодаря позитивизму»[Лодыженский, 1992, 31]. Согласно Лодыженскому, именно Толстой смог первым подорвать всеобщее увлечение западным позитивизмом, указывая на то, что восторженное принятие по- зитивной философии О. Конта обусловлено стремлением к оправданию сущест- вующего зла в людских сообществах. И Толстого и Достоевского, Лодыженский называет убежденными христиа- нами, при этом первый выступает как христианин-«новатор», второй как привер- женец «старой веры» и апостольского учения. Благодаря своему уму и таланту Толстой сделал всё возможное, чтобы «излечить» людей от атеизма. При этом Ло- дыженский указывает на глубокую симпатию Толстого к народным героям, ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=