ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

65 9. Толстой, Л. Н. Дневники. 1874–1894 / Л. Н. Толстой.– М.: Художественная литература, 1895. 10. Толстой, Л. Н. Об истине, жизни и поведении / Л. Н. Толстой.– М.: Эксмо, 2006. 11. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусей- нова.– М.: Гардарики, 2001. А. В. Слобожанин Тула, Россия КРИТИКА УЧЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ПРИМЕРЕ Н. А. БЕРДЯЕВА И И. А. ИЛЬИНА) Лев Николаевич Толстой – одна из выдающихся фигур русской философской мысли, создавшая целостное религиозно-нравственное учение, имеющее не только теоретическое, но социальное значение. Институционально, оно выразилось в раз- витии толстовского движения в России и за ее пределами. И, пожалуй, ни один дру- гой представитель русской религиозной философии не может считаться родоначаль- ником учения, определившего образ жизни большого количества людей. В этом – уни- кальность положения Л. Н. Толстого в русской религиозной философии. Значительность фигуры художника, мыслителя или политика всегда вызывает особый интерес к нему, выражающийся как в виде огульных обвинений, так и в ви- де безудержных похвал. Разумеется, ни то не другое не представляет для философии сколь либо значительного интереса. Философская критика – это, прежде всего исс- ледование идей, нежели, их осуждение. И относительно учения Льва Николаевича, критиков в последнем смысле на- шлось много. Их полный список дает Е. Д. Мелешко на первых страницах своей монографии «Христианская этика Л. Н. Толстого» [4]. В нашей статье особое внимание будет обращено пониманию идей Л. Н. Толс- того двумя во многом противоположенными по своим взглядам мыслителями: Н. А. Бердяевым и И. А. Ильиным. Данные мыслители избраны нами не случайно, попытка критики идеи непротивления И. А. Ильиным в работе «О сопротивлению злу силой» [3] вызвала резкое неприятие Н. А. Бердяева. Он пишет в ответ критиче- скую работу «Кошмар злого добра», где высказывается против двух крайностей. Философ пишет: «Удушение добром было и у Л. Толстого, обратным подобием ко- торого является И. Ильин» [1]. В наибольшей степени подробно критический разбор идей Л. Н. Толстого Н. А. Бердяев проводит, конечно не в вышеназванной работе, посвященной эмоцио- нальному и логическому неприятию оправдания зла. Работа о Л. Н. Толстом так и называется без излишней замысловатости – «Л.Толстой» [2]. В нем есть два раз- дела, в первом (без специального заглавия) дается общая характеристика идей Л. Н. Толстого, а во втором «Ветхий и новый завет в религиозном сознании Л. Толс- того – специально исследуется ветхозаветный характер творчества Л. Н. Толстого. Мы уделим более существенное внимание первой части данной работы. По своему эмоциональному тону, она выглядит довольно сдержанной для та- кого яркого публициста как Н. А. Бердяев. В целом его отношение к идеям Л. Н. Толстого негативное. «Я никогда не сочувствовал толстовскому учению. Меня

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=