ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

60 лексически – «купаем»; внешним обликом – чуваш «широкоскулый». Отмечает пи- сатель взаимопонимание простых людей разных национальностей: второй конвоир, нижегородский мужик с изрытым оспою лицом, улыбаясь, подмигивает своему чу- вашскому товарищу. Инонациональные поволжские явления присутствуют в худо- жественном творчестве, в письмах и дневниках Л. Н. Толстого. Литература 1. Архангельская, Т. Это читал Лев Толстой. Книги о чувашах в библиотеке Ясной Поляны / Т. Архангельская // Советская Чувашия.– 1960.– 1 марта. 2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.– М.: Искусство, 1986. 3. Берс, С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом / С. А. Берс. – Смоленск: Типо-литограф. Ф. Б. Зельдович, 1893. 4. Бирюков, П. И. Биография Льва Николаевича Толстого / П. И. Бирюков.– М.-П.: Гос. изд-во, 1923.– Т. 2. 5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. / Л. Н. Толстой.– М.: ГИХЛ, 1928– 1957. 6. Чириков, Е. Н. Собр. соч.: В 17 т.– Т. 16.– М.: Моск. книгоиздательство, 1916. У. П. Синицына Казань, Россия ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО И ДАОССКАЯ МЫСЛЬ: ПОИСК ОБЩИХ НАЧАЛ Лев Николаевич Толстой заключает в себе уникальное единство писателя, мыслителя, пророка. М. Горький дал одну из самых, на наш взгляд, емких характе- ристик русского мыслителя, написав в «Литературных портретах»: «Толстой – это целый мир» [Горький, 1963, 55]. Лев Николаевич олицетворяет собой целую эпоху, его наследие – это сосредоточение миров литературы, философии, религии, искус- ства, единство художественного и идейного. Толстой – фигура мирового масштаба, чье творчество находится вне пространственных и временных границ. Сегодня мы можем говорить, что классик русской литературы становится символом межкуль- турного диалога, в основе которого лежит толстовская идея универсальности и единства истины. Восток сыграл важную роль в духовном поиске Льва Толстого. Проблема отно- шения русского писателя к восточной культуре, рецепции отдельных взглядов, взаи- мовлияния и взаимопроникновения идей начала интересовать исследователей в конце XIX века и остается одной из интереснейших тем сегодня. В свете современных про- цессов глобализации данный вопрос приобретает большую актуальность. В дневнике за 1884 год Л. Н. Толстой пишет: «Мое хорошее нравственное со- стояние я приписываю тоже чтению Конфуция, и, главное Лао-Цзы» [Толстой, 1985, 321]. Китайскую философскую мысль Лев Николаевич считал источником вековой мудрости и пытался в ней (как и в индийской мысли) найти идеи и взгляды, которые бы подтвердили один из важнейших тезисов о единстве истины, и прежде всего, не на формальном, а сущностном уровне. Рассматривая проблему корреляции толстов- ской системы взглядов с китайской, в первую очередь акцент делается на близосиь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=