ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
55 2. Бининкис, Я. С. О творчестве Толстого: Очерки / Я. С. Билинкис.– Л.: Со- ветский писатель, 1959. 3. Мелешко, Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко; Ин-т философии РАН.– М.: Наука, 2006. Л. Н. Сарбаш Чебоксары, Россия РЕЦЕПЦИЯ ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО ПОВОЛЖЬЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО 1 Русские писатели XIX века проявляли внимание к нерусским народам, культу- ра и быт которых составляли духовное пространство России. Рецепция русской ли- тературой инонациональных явлений – одна из актуальных проблем современной литературоведческой науки. М. М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» пи- шет о взаимодействии культурных доминант, в процессе которого возникает новая идейно-художественная коннотация, межкультурный диалог. Ученый считает, что одна национальная картина становится ярче через призму восприятия другой: ви- дится отличие от «своей» и своеобразие «иной»: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур» [Бахтин, 1986, 354]. Поволжье представляло собой большое смешение народов, как замечал писа- тель Е. Н. Чириков, «великий Ноев ковчег», где «собрались на свидание все народы Европы и Азии и все их боги, злые и добрые, со всеми чадами и домочадцами: вели- коросс, малоросс, татарин, чуваш, черемисин, мордвин, немец, еврей, персиянин, калмык… Христиане разных толков, последователи Будды, Магомета, грозного вет- хозаветного Иеговы, Заратустры, первобытные язычники» [Чириков, 1916, 95]. На- роды, населяющие Волгу и мирно «сожительствующие со славянским племенем», становились предметом этнографического описания и художественно-публицисти- ческого изображения. Инонациональные поволжские явления присутствуют в творчестве Л. Н. Толс- того, его переписке и дневниках. Писатель, живя в многонациональном крае, инте- ресовался «бытом поволжских народностей» (С. А. Берс), был знаком с татарами, чувашами, башкирами, знал их жизнь и обычаи. Особенно много Толстой общался с башкирами, приезжая в степи на лечение кумысом, а в 1871 году в Самарской гу- бернии приобрел имение, расположенное в окружении башкирских и чувашских се- лений. Став самарским помещиком, он почти ежегодно посещает Заволжье. Первая поездка Л. Толстого на кумыс по рекомендации врачей состоялась вес- ной 1862 года: это было селение Каралык, в ста тридцати километрах от Самары. В июне 1871 года он едет опять в Каралык, что было продиктовано не только необ- ходимостью лечения кумысом, но и симпатией писателя к кочующим патриархаль- ным «башкирцам» – обитателям заволжских степей. В письмах к жене он отмечает изменения в их жизни «(землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир»), сообщает, что ему все интересно и но- 1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 12-14-21004 а/В)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=