ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
54 ют. <…>Мнение, которое мы получаем при первом взгляде на человека, обыкновен- но изменяется более или менее скоро, и до тех пор, пока не произошло этой пере- мены, всегда будешь или слишком хорошо, или слишком дурно судить о человеке. Как о предмете, до тех пор, пока не привел его в движение… Часто отталкиваю- щая нас, холодность в людях происходит от сосредоточенности человека на одном занятии или от резкого различия сферы, которой он живет, а мы принимаем эту холодность за гордость или мизантропию<…>» [Толстой, Москва, 1985, с. 110]. Правила практической жизни у человека связаны с проблемой тождества. В 1854 году задавшись вопросом «Что я такое?», Толстой отвечает: «Один из четы- рех сыновей отставного подполковника, оставшийся с 7-летнего возраста без роди- телей под опекой женщин и посторонних, не получивший ни светского, ни ученого образования и вышедший на волю 17-ти лет, без большого состояния, без всякого общественного положения и, главное, без правил…» [Толстой, Москва, 1985, 125]. Далее писатель продолжает сетовать на то, что не образован светски, не наделен уме- нием жить в свете, светским умом. Подобный пробел в воспитании аристократа явно препятствовал его успеху в обществе, и Толстой совершенствует себя, обучаясь ис- кусству жить в свете. Необходимо было усвоить особый стиль жизни, манеру поведе- ния, «оформить» себя внешне так, чтобы стать социально узнаваемым. Толстой - ари- стократ должен был репрезентировать себя в общении, в социальном поведении. Кроме того, аристократ – это одна из социальных ролей, которая была предложена временем, культурной традицией Толстому, и на основе которой он мог выстраивать свое поведение. Примечательно, что А. П. Чехов, уже в другую эпоху, в перспективе иного социального опыта, также был занят вопросами практики жизни. В 1855 году в качестве одного из основных правил жизни Толстой записывает: 1) быть, чем есть: а) по способностям – литератором; б) по рождению – аристо- кратом» [Толстой, Москва, 1985, с. 147]. Так писатель определяет свои социальные роли, решая важный для каждого человека вопрос самоидентификации. В русской культуре первой половины Х1Х века литератор аристократического происхождения явление обычное. Но так определенно никто не обозначал свои социальные роли, располагая рядом социальное положение и творческую деятельность. Узнаваем в действиях, должен быть не только аристократ, но и литератор. Ли- тературные успехи Л. Н. Толстого позволили ему с доверием отнестись к своим спо- собностям в писательстве. В Дневнике появляются литературные правила. Среди которых следующие: «<…>4) Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были проходящие мысли), если толь- ко не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места). < …> 8) На всякое свое сочинение, критикуя его, не забывать смотреть с точки зрения самого ограниченного читателя, ищущего в книге только занимательности. < …> 1) Цель всякого сочинения должна быть поль- за – добродетель. 2) Предмет сочинения должен быть высокий. 3) Избегать рутин- ных приемов. 4) Окончив сочинение начерно, пересматривай его, исключая из него все лишнее, но не прибавляя ничего. < …>» [Толстой, Москва, 1985, c. 108–114]. Диалектическое сопряжение разных социальных ролей – аристократа и лите- ратора, которые определяет для себя Толстой в этот период, нашло творческое вы- ражение в его автобиографической трилогии. Литература 1. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 21. Дневники. 1847–1894.– М. Художе- ственная литература, 1985.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=