ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

53 «Практическая жизнь» в Казани в 40-х годах, неудовлетворенность ею, подвели бу- дущего писателя к мысли о необходимости усовершенствовать себя, дабы в буду- щем уметь устранять влияния внешних обстоятельств и быть способным противо- стоять им [Толстой, Москва, 1985, с. 13]. В 1847 писатель составляет Правила, «внутренние» или в отношении к самому себе», которые разделяет на «правила образования нравственного» и «правила обра- зования телесного». В подавляющем большинстве они есть своего рода «траекто- рии» улучшения натуры, ее нравственных качеств. Но среди них выделяются те, что не вполне попадают под определение «внутренних»: «<…>8) Не заботься о одоб- рении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. 9) Занимайся более сам с собою, чем мнением других. 10) Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. 11) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Всегда говори правду. Ежели, действуя для себя, деяния твои кажутся странными, то не оправдывай свои деяния ни перед кем…» [Толстой, Москва, 1985, с. 18]. Можно ска- зать, что эти позиции предуведомляют возможные сценарии социального общения, при определенности одной из его сторон. В последующих записях, относящихся уже к 50-м годам Х1Х столетия, Толстой внимательно отслеживает собственные со- циальные эмоции: «Заметил в себе я еще важную перемену: я стал более уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого, что имею одну цель в виду (интерес), и, стремясь к ней, я мог себя оценять и приобрел созна- ние своего достоинства, которое так много облегчает отношения людей.<…>» [Толстой, Москва, 1985, с. 25]. На основе пережитого социального опыта формули- руются правила, которые должны сложиться в «формулу социального узнавания» (Л. Я. Гинзбург). Правила, ориентированные социально, наиболее последовательно обозначают- ся в записях 1853–54 годов. Вот некоторые из них: «<…>5) Поступки людей объяс- няй не своими чувствами, а теми, которые ты в них предполагаешь. 12) Не давать и не занимать денег. 19) Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных со мною. Избегать противоречия вообще, тем более с людьми близкими. Избегай ка- ждого движения или выражения, могущего оскорбить другого. <…>Не дорожить мнением, которого ты не уважаешь…» [Толстой, Москва, 1985, с. 113]. Л. Н. Толстой полагал, что в жизни каждого человека обязательно наступает момент, когда практическая сторона жизни поставит его перед необходимостью иметь «верные понятия о вещах и верные правила для жизни». Они будут основани- ем для успешного действия в том случае, если получат объяснение и общий знамена- тель. Сам он сожалел, что оказался на воле в 17 лет «<…>без большого состояния, без всякого общественного положения и, главное, без правил<…>» [Толстой, Москва, 1985, с. 125]. Процесс их установления зафиксировал Дневник, в котором Толстой честно прописывает свои недостатки: желание быть выше товарищей, робость, неуве- ренность, увлечение игрой в карты. И в житейских ситуациях он подмечает некор- ректность, которая не согласуется с его представлениями о достойном поведении: «Как недостает у Валерьяна и Николеньки такта, чтобы не смеяться над наружно- стью и манерами людей, когда сами они так плохи в этих отношениях ». Социальная материя в Дневнике это не только осмысление собственной эмпи- рической практики, но и размышления по поводу. «<…>Так называемые порядоч- ные люди, gens comme il faut, ставя себя весьма высоко в собственном мнении, как скоро выходят из своей сферы и входят в сферу, в которой не ценятся условные достоинства порядочности, падают гораздо ниже людей непорядочных, которые, не гордясь ничем, стараются приобретать хорошее. Первые смотрят сверху и без- действуют, поэтому падают; вторые смотрят снизу и трудятся, поэтому влеза-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=