ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

5 в себе любовного общения со всеми людьми. Из стремления к этой правильно по- нимаемой цели вытекают все полезные человеческие деятельности, и соответствен- но этой цели решаются все вопросы [Толстой, 1958, 44]. Хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, тем не менее, он, зная «дело бога», понимает, что в этом деле он призван участвовать посредством увели- чения любви, или, как говорит Толстой, установлением «царства божия внутри нас и вне нас». Человек проникается сознанием, что он – орудие, которым работает бог, и что его личное благо состоит в участии в этой работе. Практически это означает, что для лучшего устройства общества есть только один путь – сделать всех людей лучше, чем они есть. Но для этого нужно самому прежде сделаться лучше. Средство для осуществления указанной цели Толстой видит в принципе «не- противления злу насилием». Перелагая евангельские заповеди, содержащиеся в На- горной проповеди Христа, он находит их совершеннейшим выражением моральных норм, обязательных в любом обществе. Но центральным связующим положением этого морального кодекса, по его мнению, является принцип непротиворечия. Люди всегда понимали, что личное благополучие связано с благом других. Но они оши- бочно думали, что провести в жизнь этот закон можно с помощью насилия, которое оправдывалось необходимостью возмездия за несоблюдение закона. Им казалось, что без платы злом за зло общественная жизнь невозможна. Поэтому одни брали на себя исполнение возмездия и на этом развращались; другие повиновались и тоже развращались участием в насилиях власти. Так человечество поколение за поколе- нием все больше и больше удалялось от христианской жизни; содействовала этому и официальная церковь [Толстой Л. Н. Религия и нравственность.– http://tolstoy.lit- info.ru/tolstoy/religiya/religiya-1.htm]. Итак, религиозно-этическая философия Толстого,– или, лучше сказать, рели- гиозная этика, составлявшая стержень его общетеоретических воззрений,– направ- лена, главным образом, в сторону человека и посвящена выяснению отношений лю- дей к миру, человеческой природы, цели и смысла человеческого существования. Этот круг вопросов издавна волновал человечество, и все крупные художники или мыслители прошлого так или иначе затрагивали ту область, которая для Толстого была единственно важной и которой он отдал весь свой талант. Не найдя у своих предшественников – богословов, моралистов и философов – удовлетворяющего от- вета на эти простые, но вечные вопросы, Толстой, обладающий способностью пора- зительно глубоко проникать в духовный мир человека и всегда до конца искренний в поисках «правды жизни», обратился к исследованию самой жизни в самых раз- личных ее проявлениях. В религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого важным является то, что бог, то есть абсолютное духовное начало, не может быть определен путем перечис- ления различных нравственных или онтологических характеристик, признаков, ко- торые обычно приписываются человеком абсолюту. Искание бога для человека со- образно поискам смысла жизни [Мелешко, 2006]. Литература 1. Мелешко Е. Д. Христианская этика Толстого.– М.: Наука, 2006. 2. Толстой Л. Н. Что такое религия и в чем сущность ее? – М.: Пресс–Соло, 1995. 3. Толстой Л. Н. Избранные сочинения.– М., 1958. 4. Толстой Л. Н. Религия и нравственность.– http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/religiya/religiya-1.htm

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=