ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
49 Конкретизируя этот тезис и переводя его практическую плоскость, Толстой подчеркивает, что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом, что духовная, истинная жизнь человека протекает только в настоящем времени . Только «в мгновении настоящего человек всегда свободен» и «только в настоящем проявляется свободная божественная сила жизни» [Толстой, 1991, Т. 1, 278]. По- этому «только в мгновении настоящего человек может сделать то усилие, которым берется Царство Божие и внутри и вне нас» [Толстой, 1991, Т. 1, 277]. Каковы же конкретные формы проявления усилий сознания? «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни,– считает Толстой,– это – то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [Толстой, 1991, Т. 1, 286]. Толстой определяет неделание как воздержание от злых мыслей, лишних слов и дурных поступков. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях» [Толстой, 1991, Т. 1, 286]. В этих мыслях Толстого легко узнается даос- ский принцип недеяния – «у вэй». Толстой и сам не скрывает этого, прямо ссылаясь в своей статье «Не-делание» на Лао-цзы: «Все бедствия людей, по учению Лао-цзы, происходят не столько от того, что они не сделали то, что нужно, сколько оттого, что они делают то, что не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особен- ности общественных, если бы они соблюдали неделание» [Толстой, 1913, Т. 18, 99]. Варьируя эту мысль, Толстой формулирует своего рода «золотое правило» недела- ния: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что долж- но» [Толстой, 1993, 292]. Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как « отказ » от внешней деятельности, не имеющей нравственного значения и духовной ценности. «Для ис- тинного движения жизни, – замечает Толстой, – не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность… Главный вред человечеству не от праздности, от делания того, что не нужно и вредно» [Толстой, 1993, 289]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом. Отрицательное усилие неделание готовит почву для положительных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, соблазнами и суеве- риями. Положительные усилия – это «усилия мысли». Согласно Толстому, нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий «телесными усилиями». Избавиться можно только усилиями мысли, ибо все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна произойти перемена мысли. Определяя положительные условия в борьбе с грехами, соблазнами и суеве- риями, Толстой устанавливает следующую зависимость: усилие самоотречения ос- вобождает людей от грехов; усилие смирения – от соблазнов; усилие правдивости – от суеверий [Толстой, 1993, 263]. Принципы самоотречения, смирения и правдивости рассматриваются Толстым как главные ступени нравственного совершенствования, лежащие в основе этики непротивления злу. Литература 1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 2 т. Т. 2. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель.– М., 1975. 2. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. / В. В. Зеньковский.– Ростов н/Д: Феникс, 1999, Т. 1. Ч. 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=