ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

48 чал в жизни. Остановимся подробнее на характеристике основных принципов эти- ки Толстого. В основе этики непротивления Толстого лежит принцип самосовершенствова- ния. «Побороть общее зло жизни можно только одним средством: нравственным усовершенствованием своей жизни» [Толстой, 1913, Т. 18, 204]. Самосовершенство- вание Толстой определяет вполне в сократовском духе, как «заботу о душе», как «улучшение своей души» [Толстой, 1991, Т. 1, 188]. И вместе с тем он осмысляет это понятие и в свете евангельской заповеди совершенства, как «освобождение бо- жественного начала души», приближение к Божественному совершенству. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» – значит: старайтесь освободить в себе божеское начало жизни» [Толстой, 1991, Т. 1, 189]. Согласно Толстому, самосовершенствование есть одновременно и внутренняя и внешняя работа. С одной стороны, человек не может совершенствоваться без об- щения с людьми; но с другой стороны, самосовершенствование невозможно и без внутренней духовной жизни, без общения «с самим собой», происходящего, как правило, в уединении. В результате толстовская «формула» процесса самосовер- шенствования принимает следующий вид: «Совершенствоваться нельзя, живя по- стоянно в суете мирской, и еще меньше возможно, живя постоянно в уединении. Самое выгодное условие для совершенствования – это то, чтобы в уединении выра- батывать и утверждать свое мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу» [Толстой, 1991, Т. 1, 189]. Самосовершенствование, как общий принцип этики непротивления, предполагает борьбу с грехами, соблазнами и суевериями – конкретными формами воплощения зла. Анализируя конкретное содержание грехов, соблазнов и суеверий Толстой ус- танавливает последовательность ступеней борьбы с грехами, соблазнами и суеве- риями: «Для того чтобы жить по учению Христа, человек должен уничтожить пре- пятствия, мешающие проявлению любви. Препятствия этому составляют грехи. Но грехи не могут быть уничтожены, пока человек не освободится от соблазнов. Осво- бодиться же от соблазнов может только человек, свободный от обманов веры» [Толстой, 1991, Т. 1, 234]. Какие же практические шаги должен предпринять человек, чтобы избавиться от препятствий, мешающих проявлению любви? Согласно Толстому, человек может освободиться от суеверий и избежать соблазнов только с помощью разума, т. е. «правильной направленности мысли» и « усилия сознания». Философскую разработку ключевого понятия «усилие сознания» Толстой предпринял еще в трактате «Царство Божие внутри вас». «Усилие сознание» рас- сматривается им как целостная духовная установка, направленная на преодоление зла. Чтобы объяснить смысл и назначение «усилия» Толстой прибегает к аналогии из области сна: мы делаем усилие проснуться, и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил, переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием созна- ния проснуться к новой, высшей, духовной жизни. Однако вопрос заключается в том, способен ли человек сделать такое усилие; ведь тот же пример со сновидениями показывает, что человек чаще всего не в силах изменить течение событий, поставить их под контроль сознания, «управлять» об- разами сновидений. В связи с этим главной проблемой, с которой пришлось столк- нуться Толстому, стала проблема свободы воли как условия практической реализа- ции усилия сознания. В результате исследования границ человеческой свободы Тол- стой приходит к выводу, что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=