ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

47 цию и институциализацию морали. При всей значимости Толстого для русской ду- ховной традиции и его влиянии на самые различные течения русской мысли, он ос- тается вне каких-либо идейных направлений и школ, будучи до конца привержен- ным одной идее: этической реформации христианства . В этом смысле Толстой одинаково далек от этического идеализма и от морального позитивизма, от нравст- венного богословия и от этики марксизма. И вместе с тем он, как никто другой, бли- зок ко всем этим учениям и направлениям, являясь для одних неоспоримым мораль- ным авторитетом, а для других непримиримым идейным оппонентом. «Этическое обращение» Толстого совершилось в начале 70-х годов, когда он пережил откровение нравственной истины непротивления злому, ставшей для него источником подлинной веры и лейтмотивом всего его творчества и жизни. С этого времени Толстой последовательно и настойчиво пытался донести до других смысл пережитого им откровения. В целом в философии непротивления Толстого отчёт- ливо просматриваются семь основных периодов: 1. Религиозно-нравственное обращение и критическое исследование Евангелия («Исповедь», «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», 1878–1882). 2. Разработка основ учения. Обоснование заповеди непротивления как ключе- вого принципа всего христианского учения, связующего метафизику и этику хри- стианства в одно целое («В чём моя вера?», 1883–1884). 3. Философско-антропологическое обоснование идеи непротивления. Уста- новление соотношения между непротивлением, самоотречением и благом любви («О жизни», 1886–1887). 4. Социальное обоснование идеи непротивления. Обращение к истории вопроса. Разработка системы аргументации в пользу непротивления. Обоснование ценностно- регулятивного механизма заповеди непротивления. Нарастание элементов рационализ- ма и утилитаризма в учении Толстого («Царство Божие внутри вас», 1890-1892). 5. Начало систематизации учения о непротивлении злу. Завершение философско- го обоснования идеи непротивления («Христианское учение», 1897). 6. Систематизация и популяризация философии непротивления. Включение близ- ких по духу идей из религиозных и философских источников. Духовный синтез учения о непротивлении («Круг чтения», «На каждый день: учение о жизни, изложенное в из- речениях», «Путь жизни», 1903–1910). 7. «Догматизация» учения. Обоснование идеи непротивления как всеобщего закона любви. («Закон насилия и закон любви», 1908). Главная религиозно-этическая сверхзадача, которую попытался разрешить Толстой, заключалась в том, чтобы обосновать заповедь непротивления злу не просто в качестве правила личного поведения , а в качестве общественного жизне- понимания, закона общественной жизни. Эта задача определила программу реали- зации заповеди непротивления в жизни, включающую в себя следующие моменты: самосовершенствование как стержневой принцип претворения непротивления в жизнь; борьба с грехами, соблазнами и суевериями; пробуждение «усилия созна- ния», ведущее к самоотречению, смирению, правдивости и завершающееся «умо- переменой»; неделание как индивидуальный принцип непротивления злу; непови- новение, неучастие, пассивное противление как возможные формы массового не- противления злу. На основе данной программы Толстой попытался синтезировать нормы индивидуальной и социальной этики. Его значение для развития отечест- венной этической традиции состоит не столько в теоретической или философской разработке проблем этики, сколько в опытном определении институциональных возможностей и границ социального воплощения христианских нравственных на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=