ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

44 2. Мелешко, Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко.– М.: Наука, 2006. 3. Николаева, Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880–1900-е годы / Е. В. Николаева.– М.: Флинта, 2000. 4. Хомяков, А. С. Работы по богословию // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2 / А. С. Хомяков.– М., 1994. 5. Толстой, Л. Н. Исследование догматического богословия // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 23. / Л. Н.Толстой. 6. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н.Толстой.– М.: , 1993. 7. Толстой, Л. Н. Письмо от 6 сентября 1900 г. Полн. собр. соч.: В 24 т. Т. 23 / Л. Н.Толстой.– М., 1913. В. Н. Назаров Тула, Россия ЭТИЧЕСКОЕ «ОПРАВДАНИЕ» ХРИСТИАНСТВА: ДОСТОЕВСКИЙ И ТОЛСТОЙ В творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого во всей широте и цельности раскрылся изначальный замысел русской этической мысли: необходимость созда- ния христианской этики жизни , вбирающей в себя благодатный этос религиозного подвижничества и наделяющей его качеством нормативной всеобщности через евангельские принципы «абсолютной любви» и «непротивления злому». Этика «абсолютного добра» Ф. М. Достоевского В центре творчества Ф. М. Достоевского, пронизанного духом «этического максимализма» (В. В. Зеньковский), стоит проблема обоснования добра и искания путей к нему. Полнота художественного видения добра обусловила систематич- ность этических взглядов Достоевского, несмотря на отсутствие у него (в отличие от Толстого) специальных нравственно-философских сочинений. Поэтому вполне оправдано говорить о нравственных исканиях Достоевского (особенно в романе «Братья Карамазовы») как о «законченной системе этики», «философии добра» (С. И. Гессен), «нравственном учении» и т. п. «Философия добра» Достоевского, как она представлена, прежде всего, в ро- мане «Братья Карамазовы», построена на динамике восходящих кругов, или ступе- ней добра, олицетворяемых в романе тремя братьями: Димитрием (чувственно- природное, естественно-инстинктивное добро); Иваном (рассудочное, автономно- рефлективное добро) и Алешей (деятельно-милосердное добро). Восходящей динамике ступеней добра противостоит метафизическая статика кругов зла. На ступени чувственно-природного добра зло выступает в виде естествен- ных страстей – любострастия и гнева . На ступени рационально-автономного добра зло проявляется в форме уединения и греха гордыни . На ступени деятельно-милосердного добра зло предстает как уныние и отчаяние , проистекающее от «безверия воли» и чувства неисполненной любви, «соединенного с бессилием любить» (С. И. Гессен). Согласно Достоевскому, смысл добра раскрывается на его высшей, «деятель- но-милосердной» ступени и воплощается в двух ключевых заповедях, провозгла- шаемых в романе «Братья Карамазовы» старцем Зосимой: 1) «Не бойтесь греха людей, любите человека и в грехе его, ибо сие уже подо- бие Божеской любви и есть верх любви на земле». [Интересно сопоставить эту мак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=