ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

42 2. Неизвестный Толстой: Из архивов России и США.– М.: АО „ТЕХНА-2”, 1994. 3. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т.– М.: Миф, 1993, Т. 1. 4. Толстой Л. Н. Дневники, 1895–1910 // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т.– М.: Художественная литература, 1985. Т. 22. 5. Толстой Л. Н. Конец века // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 36. 6. Толстой Л. Н. Круг чтения: В 2 т.– М., 1991. 7. Толстой Л. Н. Мысли о самосовершенствовании // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т.– М.: Худож. литература, 1985. Т. 18. 8. Толстой Л. Н. Неделание // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 29. 9. Толстой Л. Н. Неизбежный переворот // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 38. 10. Толстой Л. Н. О смысле и значении русской революции // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 36. 11. Толстой Л. Н. Путь жизни.– М.: Высш. школа, 1993. 12. Толстой Л. Н. Христианское учение // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 39. Статьи 1893–1898 гг.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 39. 13. Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1954. Т. 28. Н. Н. Михайлюкова Тула, Россия ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО И А. С. ХОМЯКОВА: ЕДИНСТВО РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА ЖИЗНИ В русском общественном сознании А. С. Хомяков, по мнению В. А. Кошелева занимает «сомнительную нишу вольного литератора»; тем не менее, и при такой весьма поверхностной оценке, вот уже более 200 лет он остается своеобразным сим- волом русской философской мысли, незыблемым и непоколебимым. «Казалось бы, заслуг для подобной роли у Хомякова было не много: ну написал с полсотни лири- ческих стихов, десяток никем непонятых статей, две пьесы… Но его слушали – как настоящего литератора» [Кошелев, 2004, 19]. Знаменательно, что именно А. С. Хо- мяков председательствовал на приеме Л. Н. Толстого в Общество любителей рос- сийской словесности при Московском университете. Это переплетение судеб и сим- воличность жизненных заслуг во многом объясняются экзистенциальным характе- ром религиозных исканий, масштабом страданий и любви, который удается выдер- жать творческой личности. Неоднозначное отношение Л. Н. Толстого к богословским произведениям Хо- мякова оформилось к началу 1870-х годов, когда усилились религиозные поиски писате- ля, явившиеся результатом глубокого кризиса, охватившего в определенный момент все стороны его творческой и личной жизни. С одной стороны Толстой критически оценивает попытки Хомякова «найти новые опоры учению о Церкви», а с другой – фактически разделяет его позицию жизненного обновления веры. «Вера – жизнь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=