ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

41 Тем не менее, несмотря на полное знание последовательности грехов и осо- бенностей борьбы с ними, люди все-таки продолжают грешить. Происходит это, по мнению Толстого от того, что люди не знают вполне ясно, кто они такие, что такое их «я», или забывают это. В этом параграфе мы проанализировали религиозные, философские и этиче- ские основания принципа неделания, рассмотрели принцип неделания как систему программы Толстого по осуществлению изменений нравственно-духовных и соци- альных основ общества. Принцип неделания является составной частью философии непротивления, в которой отражены конкретные формы и принципы борьбы со злом во всех сферах человеческого бытия. Система неделания выражает общефилософскую идею Толстого о необходи- мости осознания человечеством духовных основ бытия, приведения души как вы- ражения единого духовного начала в человеке к нравственному совершенству. Ана- лиз работ Толстого – «Царство Божие внутри вас», «Закон насилия и закон любви», «Круг чтения», «Путь жизни», «Конец века», «Смысл русской революции», «Неиз- бежный переворот» – показался, что религиозно-философские основания принципа неделания основываются на всеобщем духовно-нравственном законе Любви, вы- ражающем идею Бога, высшей Божественной сущности. Принцип неделания является в философии Толстого одним из способов прояв- ления Божественного Закона в социальной, духовно-нравственной жизни человека. Полагая, что современное общество не способно жить так, как это задумано Богом, Толстой вводит в свое религиозно-нравственное учение принцип неделания, с его отрицательным и положительным содержанием. Отрицательное характеризуется введением в качестве обязательного условия жизни личности нормативного требования неделания, которое характеризуется це- лой системой мотиваций. В этом смысле отказ от зла мотивируется воздержанием. Содержанием этой категории, в некоторой степени, является определенное духов- ное сосредоточение, направленность воли на формировании мотивационного поля новой системы ценностей. Категория воздержания характеризует содержание нрав- ственного выбора. В отличие от воздержания, категория воли в религиозно-нравственной систе- ме Толстого выражает усилия воли, обретшей нравственный выбор и направленную на духовную работу сознания. Усилие нравственного сознания, с точки зрения Толстого, характеризуется от- рицательным и положительным значением. Отрицательное значение усилия нравст- венного сознания направлено на отказ от старой системы ценностей, а положитель- ное – также на принятие нравственно-духовной установки сознания на новые цен- ности жизни, усилие воли к созиданию нравственных ценностей. Нравственная воля как усилие сознания проявляется через следующие ступени: а) внушение, б) усилие мысли, в) духовный рост, г) самосовершенствование. Таким образом, воля, как сила сознания, выражает необходимость отказа от зла, от прежних ценностей жизни, формирующих жизнь человека как жизнь безнравст- венную и не имеющую гуманистического смысла. Человек совершает нравственный выбор, основываясь на разуме, но для того, чтобы совершить этот выбор и восста- новить систему нравственных ценностей, соответствующих христианскому идеалу, необходимо проявить волю, определяющую свободу выбора и усилие, как постоянное напряжение воли в выработке у личности нравственного навыка, привычки. Литература 1. Гусейнов А. А. Великие моралисты.– М.: Республика, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=