ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
40 с людьми; но с другой стороны, самосовершенствование невозможно и без внутренней духовной жизни, без общения «с самим собой», происходящего, как правило, в уедине- нии. В результате, толстовская «формула» процесса самосовершенствования принима- ет следующий вид: «Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и еще меньше возможно, живя постоянно в уединении. Самое выгодное условие для со- вершенствования – это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое миро- воззрение и потом, живя в мире, применять его к делу» [Толстой, 1991, Т. 1, 189]. Самосовершенствование, как общий принцип, предполагает, прежде всего, борь- бу с грехами, соблазнами и суевериями – конкретными формами воплощения зла. Тео- рия и практика борьбы с пороками – одна из важнейших составных частей философии непротивления Толстого. Ее содержание и назначение можно адекватно оценить толь- ко в рамках философии непротивления, где принцип неделания – один из способов и одна из ступеней конкретного осуществления заповеди непротивления в жизни. Анализ конкретного содержания грехов, соблазнов и суеверий устанавливает последовательность ступеней борьбы с грехами, соблазнами и суевериями: «Для то- го, чтобы жить по учению Христа, человек должен уничтожить препятствия, ме- шающие проявлению любви. Препятствия этому составляют грехи. Но грехи не мо- гут быть уничтожены, пока человек не освободится от соблазнов. Освободиться же от соблазнов может только человек, свободный от обманов веры» [Толстой, 1956, Т. 39, ї 37, 1–2]. Согласно Толстому, человек может освободиться от суеверий и из- бежать соблазнов только с помощью разума. «Надо понимать и помнить» – вот ос- новной «рецепт» толстовского освобождения от иллюзии зла, весьма близкий по своему духу к буддийскому пути преодоления грехов с помощью «правильной на- правленности мысли» [Радхакришнан, 1993, Т. 1, 357]. В принципе, данный подход является в рамках учения Толстого вполне обоснованным и оправданным, ибо со- блазны и суеверия рассматриваются им как заблуждения и извращения ума. Конкретные способы борьбы с грехами. В своей программе делания добра, становления нравственного совершенствования через борьбу с грехами Толстой ре- комендует опираться: а) на разум, б) воздействие разума на привычки и чувства. «Для борьбы с привычкой греха есть два средства: первое – ясно понимать послед- ствия грехов,– то, что грехи не достигают той цели, для которой они совершаются, и не увеличивают, а скорее уменьшают животное благо отдельного человека; во- вторых, знать, с какими грехами надо начинать бороться: с какими прежде и с ка- кими после» [Толстой, 1956, Т. 39, ї 50, 3]. В связи с этим Толстой определяет последовательность борьбы с грехами, а также последовательность борьбы с проявлениями и последствиями грехов. Согласно Толстому, борьбу с грехами следует начинать с борьбы с грехом опьянения (одурманивания), переходя затем, шаг за шагом, к борьбе с грехами праздности – похоти – корысти – властолюбия – блуда. Однако знания одной толь- ко последовательности в борьбе с грехами явно недостаточно. Необходимо ясно представлять, от каких проявлений и последствий грехов человек в состоянии воз- держиваться в первую очередь. «В борьбе с каждым отдельным грехом,– пишет Толстой,– надо начинать с тех проявлений грехов, воздержание от которых во влас- ти человека, которые еще не стали привычкой. Такие грехи во всех родах грехов (и опьянения, и праздности, и похоти, и власти, и блуда),– суть грехи личные, те, которые человек совершает в первый раз, не имея еще привычки к ним. И потому, прежде всего от них-то и должен освобождаться человек. Только освободившись от этих грехов, человек должен начать бороться с привычками, преданием, т. е. уста- новленными в его среде грехами. И только поборов эти грехи, он может начинать борьбу с грехами прирожденными» [Толстой, 1956, Т. 39, ї 52, 2-5].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=