ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
39 в статье «Конец века» Толстой говорит о предстоящем перевороте как своего рода «революции» неповиновения, неучастия и пассивного противления [Толстой, 1954, Т. 36, 257]. Характерно, что этот переворот Толстой связывает, прежде всего, с рус- ской революцией, с «умопеременой» в сознании русского народа, живущего в своем огромном большинстве «самой естественной, самой нравственной и независимой земледельческой жизнью» [Толстой, 1954, Т. 36, 336]. «Русская революция,– писал Толстой,– должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением» [Толстой, 1985, Т. 22, 203]. Тем не менее, любой внешний, социальный переворот, по мысли Толстого, на- чинается с внутреннего усилия сознания и заканчивается «умопеременой». Главный тезис Толстого гласит: борьба со злом должна совершаться, прежде всего, в созна- нии. «Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с греха- ми, соблазнами и суевериями» [Толстой, 1993, 304]. Духовно-нравственный рост сознания. Усилие, как делание, т. е. работа по со- вершенствованию нравственного сознания связана с такой категорией в религиозно- нравственном учении Толстого, как рост сознания. Рост и совершенствование – ка- тегории взаимосвязанные. Рост – необходимое условие совершенствования челове- ка. Толстой считает, что нравственное совершенствование души – процесс эволю- ционный: «Все истинное и великое,– подчеркивает он, совершается медленным не- заметным ростом». Причем «совершенство отдельных людей и общества никогда не достигается на все времена, ибо для каждого времени есть свое совершенство» [Толстой, 1991, Т. 1, 273]. Духовный рост человека направлен на все большее сознание своей духов- ности. Толстой уверен, что «с детства до самой смерти, когда бы ни наступила она, растет душа человека, все... больше и больше приближается она к Богу». Самосовершенствование есть главная цель программы неделания. В целом принцип самосовершенствования обозначает, прежде всего, духовный настрой и то «духовное состояние», в котором должен пребывать человек, исполняющий про- грамму неделания. Самосовершенствование выступает у Толстого в качестве глав- ного, если не единственного средства борьбы со злом. «Побороть общее зло жизни можно только одним средством: нравственным усовершенствованием своей жизни» [Толстой, 1985, Т. 18, 204]. Эту мысль Толстой развивает более обстоятельно в письме к одному из своих корреспондентов: «Зло, которое вы видите, есть тот мате- риал, над которым вы призваны работать. Огорчаться на то, что зла слишком много, все равно, что плотнику огорчаться, что лес, из которого он будет рубить, слишком велик. Прием же работы над этим материалом только один: самосовершенствова- ние» [Неизвестный Толстой: Из архивов России и США, 1994, 159]. В чем Толстой усматривает сущность «самосовершенствования»? Самосовер- шенствование определяется им как «забота о душе», как «улучшение своей души» [Толстой, 1991, Т. 1, 188; Толстой, 1993, 266]. И вместе с тем это понятие осмысляет- ся в свете евангельской заповеди «божественного совершенства», как «освобождение божественного начала души». «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небес- ный,– значит: старайтесь освободить в себе божеское начало жизни» [Толстой, 1991, Т. 1, 189]. Толстой особо подчеркивает: данная заповедь не означает, что «Христос велит человеку быть таким же, как Бог, а значит то, что всякий человек должен ста- раться приближаться к Божественному совершенству» [Толстой, 1991, Т. 1, 81]. Согласно Толстому, самосовершенствование есть одновременно и внутренняя, и внешняя работа. С одной стороны, человек не может совершенствоваться без общения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=