ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

383 Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскур- сии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отда- вая должное принципу наглядности. В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положи- тельных сторон, обогативших педагогическую мысль и было много ценного и ори- гинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребёнка, умение пробуждать и раз- вивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого от- дельного учащегося. Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг. Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь эксперимен- тирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, а терпеливыми и упорными повсеместными опытами...» [Толстой, 1928 – 1958, 371]. С середины ХIХ века психологи стали чаще пользоваться в исследованиях экспериментом. При этом они вычленяли одну их психических функций, получая относительно ее объективные результаты. Л. Н. Толстой тоже пользовался экспери- ментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Но педагог в сво- ей практической деятельности имеет дело не с какой-либо одной изолированной функцией, а с формирующейся личностью – учеником. Учителю и воспитателю не- обходимо иметь о нем целостное представление. Главным для Л. Н. Толстого был метод многостороннего, в том числе социологического и психологического анализа. В этом одна из замечательных особенностей изучения Толстым ребенка как пред- мета воспитания. Еще, нужно отметить, что на Льва Николаевича большое впечатление произ- вели работы Ж.-Ж. Руссо, который хотел учить жизни из самой жизни, как он ее по- нимал, а не из прежде бывших опытов. Таким новатором был и сам Толстой. Л. Н. Толстой вошел в историю педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. Литература 1. Бондаревский, В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника / В. Б. Бондаревский // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого. – Тула, 1967. 2. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М.: Учпедгиз, 1953. 3. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М., 1928 – 1958.– Т. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=