ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

382 Физический труд, который Л. Н. Толстой считал необходимым не только для укрепления здоровья, но и для нравственного совершенствования, проводился как в стенах школы (столярство, ремёсла), так и на сельскохозяйственном участке. На занятиях ученики получали агрономические знания, практические навыки зем- леизмерения, учились правильному уходу за растениями и т. п. По утверждению Л. Н. Толстого, деятельность учителя по развитию нравственных характеристик личности ученика, считалась более важной, чем деятельность по развитию его ин- теллектуальных способностей. Такое понимание главной задачи учебного процесса диктовало первоочередное требование – разработать теоретические основы нравст- венного воспитания. Констатируя недостаточную теоретическую разработанность основ нравственного формирования личности, основную причину этого явления связывал со сложностью самого объекта изучения. Определяя сущность нравственности и решая вопрос о целях и задачах нрав- ственного воспитания, педагог – мыслитель исходил из того, что поскольку человек живет в обществе, то и наиболее полно реализовать свой жизненный потенциал он может только в нем [Бондаревский, 1967]. Из этого следует, что существует объективная необходимость формирования об- щественной, а не эгоистической направленности каждой личности. Это означает, что стремление человека к общему благу, его любовь к ближнему должны выступать в ка- честве критериев оценки нравственного развития личности. По мнении классика- педагога, главная задача нравственного воспитания – научить ребёнка устанавливать правильную иерархию нравственных устремлений, осознавать цели своих действий, направлять их на установление гармонии между личным и общественным. В своих педагогических статьях 60-х годов Л. Н. Толстой стремится дать отве- ты на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учи- телей и детей, основанных на естественности. Он пришёл к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики заключается в развитии активности, творчества, ин- дивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым условием развития явля- ется свобода. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе ме- тодов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»,– писал Тол- стой [Толстой, 1953, 338]. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил жи- вому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. «Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали выговориться», – гово- рил Толстой. «Если, – писал Л. Н. Толстой, – урок будет слишком труден, ученик по- теряет надежду исполнить заданное, займётся другим и не будет делать никаких уси- лий; если урок слишком лёгок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы всё внима- ние ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику та- кую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении. Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=