ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

380 4. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой.– М.: Республика, 1993. 5. Трофимчук, А. Г. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей: Мо- ногр. / А. Г. Трофимчук / Новочеркасская гос.мелиорат.акад.– Новочеркасск, 2009. Д. Я. Шарипова Душанбе, Таджикистан ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО – МЫСЛИТЕЛЯ, ТВОРЦА И НОВАТОРА Л. Н. Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обога- тившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и вос- питания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребёнка, его инициативы и самостоятельности – такова основная задача Толстов- ской школы. Цель воспитания и образования, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал всю педаго- гическую концепцию. Летом 1862 Л. Н. Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В 1869 году снова с увлечением занялся педагогикой и по-новому по- дошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и пред- шественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребёнка, его жела- ний, интересов и устремлений, помещая в центр своей педагогической концепции личность ребёнка, он выстраивает вокруг неё систему дидактических принципов: ¾ принцип сознательности и активности обучения; ¾ принцип связи обучения с жизнью; ¾ принцип доступности обучения; ¾ принцип прочности усвоения знаний; ¾ принцип природосообразности. Л. Н. Толстой большое место отводит принципу сознательности и активности. Он справедливо утверждал: обучение – многосторонний процесс, а не только воз- действие лишь на интеллект ребёнка. Это процесс активного, сознательного и твор- ческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и на- выков. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что процессу обучения Толстой придавал большое значение, где приоритетней всего считал развитие самостоятельности и творческого мышления учащихся. Он писал: «если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребёнке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничто- жить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается не- довольством при срисовывании с образцов» [Толстой, 1928 – 1958, 118]. Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстов- скую» религию – признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую лю- бовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрица- тельное отношение к обрядовой, церковной религии. Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для на- рода и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил ещё в своих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=