ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

376 всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); классики всемирной литературы; культуры поведения и взаимоотношений между людьми; духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной исто- рии; нравственные истоки истории государства (народа); нравственные основы пе- дагогики; нравственные основы и смысл семейной жизни [Трофимчук, 2009, 12]. Один из самых мудрых людей всех времён и народов, великий Аристокл (по прозвищу, данному Сократом,– Платон), утверждал, что: «Нет, видно, иного прибе- жища и спасения от бедствий (для каждого человека), кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее . Ведь душа не уносит с собою после смер- ти ничего, кроме воспитания и образа жизни» [Платон, 1993, 69]. Мыслью о том, что человеку в течение жизни необходимо стать как можно лучше и как можно разумнее, Платон определяет основные составляющие процес- са воспитания. Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей (см. рис. 1), пред- ставляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать (т. е. стать как можно ра- зумнее ), а также развитыми положительными моральными качествами общечелове- ческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, вели- кодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, тер- пимости, трудолюбия, человечности, честности, чувства нового, чуткости; с одно- временным изжитием противоположных отрицательных: зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолюбия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чван- ства, эгоизма, злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемерия малодушия, высокомерия , трусости, тунеядства, косности [2]) (т. е. стать как можно лучше) , применёнными в повседневной жизнедеятельности [Трофимчук, 2009, 68]. Рис. 1. Процесс воспитания человека На примере анализа работы Л. Н. Толстого «Для чего люди одурманивают- ся?», поясняем методику поиска ответов на вопросы,– что должен и не должен че- ловек в жизни делать?: « В период сознательной жизни человек часто может заме- тить в себе два раздельные существа: одно – слепое, чувственное и другое – зрячее, духовное. Слепое, животное существо ест, пьет, отдыхает, спит, плодится и движет-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=