ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

374 Основные формы организации работы – лекции и практические занятия. Осо- бая форма работы со студентами в предлагаемом курсе – просмотр кинофильмов, вошедших в “золотой фонд” экранизированной толстовской прозы, с предвари- тельным анализом режиссерского замысла, актерского исполнения, операторского воплощения. В ходе наших занятий со студентами мы выстроили следующий план тематики соответствующих лекций. Лекционное занятие “Зарождение мирового и российского кинематографа” по- священо первым кинопредставлениям в Париже, распространению кинематографа за пределы Франции, а также возникновению русского фильмопроизводства. На за- нятии студенты узнают о жизни и деятельности А. Дранкова и А. Ханжонкова, чьи первые киноначинания напрямую связаны с Л. Н. Толстым. Интерес для наших студентов представляет тема “Ранние документальные фильмы о Л. Н. Толстом”. Лекцию мы сопровождаем демонстрацией прижизненных съемок писателя. После просмотра мы предлагаем студентам поразмышлять над увиденным, и на одном из практических занятий по соответствующей тематике рас- крыть значение исторических съемок Л. Н. Толстого. Также актуальными в плане изложения представляются лекционные занятия “Первые экранизации толстовских произведений в “немом” кино” и “Этапы экраниза- ции толстовских произведений в России”. В ходе изложения материала мы акцентиру- ем внимание студентов на важности первых театральных и кинематографических по- становок произведений Л. Н. Толстого. Любопытно и само отношение великого писа- теля к кинематографу. Общеизвестно, что в самом начале зарождения этого вида ис- кусства Л. Н. Толстой с известной долей скептицизма к нему относился, но потом свои убеждения в этом вопросе поменял и настаивал на том, что “в России синематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в самых разнообразных ее прояв- лениях, причем так, как она есть , – не следует гоняться за выдуманными сюжетами” [Нигматуллина В., http://lleo.me/dnevnik/2010/12/nika_nigmatullina.htm] . Большое внимание в нашей работе мы уделяем экранизации толстовских про- изведений в России и мире в 10–50-е годы XX в. Именно в этот период были созда- ны ключевые фильмы толстовского “немого” кинематографа – это, прежде всего, “Отец Сергий” Якова Протазонова, где главную роль сыграл Иван Мозжухин, и “Поликушка” Александра Санина, где в качестве киноартистов дебютировали Иван Москвин и Варвара Массалитинова. Наконец, ключевой темой наших занятий является представление экранизации толстовских произведений в России и мире с 60-х годов XX в. до наших дней. Именно в начальный отрезок этого периода были созданы самые известные фильмы по произведениям великого писателя: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресе- ние”, “Живой труп”. Процесс этот продолжается и сегодня. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение литературы по проблематике курса, подготовку сообщений-презентаций по истории создания ки- нофильмов-экранизаций произведений Л. Н. Толстого, написание рецензий по про- смотренным кинофильмам, работу со специализированными сайтами сети Интернет по вопросам кинематографа. На практических занятиях студенты представляют результаты своей самостоя- тельной деятельности. Большой популярностью среди молодежи на практических занятиях по нашей дисциплине пользуется сравнительная характеристика работы исполнителей главных ролей в фильмах “Анна Каренина” и “Война и мир”, а также исследования, посвященные истории экранизации этих кинофильмов различными режиссерами. С большой тщательностью студенты выполняют работу по выявле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=