ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

372 Опубликованная нами в 2010 году статья «Л. Н. Толстой – писатель и педагог» была рекомендована научно-методическим советом Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни для изучения студентами и включена в учебную программу по предмету «История педагогики мира». В работах ученых в области педагогики отмечается, что педагогические воз- зрения многих ученых, в том числе Л. Н. Толстого, в прошлом изучались на основе партийной методологии. Методологическим центром советской историко-педагоги- ческие науки была, прежде всего, партийность, которая трактовала её односторонне, в духе марксизма-ленинизма. Несмотря на то, что в лучших историко-педагоги- ческих работах советского периода формальные ссылки на принцип партийности компенсировались плодотворными результатами исследований, такая методология заведомо направляла педагогическую науку на односторонний анализ историко- педагогического процесса. В наше время исследователям творчества Л. Н. Толстого необходимо изучать его педагогические воззрения, которые были собраны и систематизированы ранее и определить место великого мыслителя и его наследия в научной педагогике в со- ответствии с общечеловеческими ценностями. Считаем, что необходимо перевести педагогические произведения Л. Н. Толс- того на языки народов СНГ и опубликовать их. Кроме того, следует изучать и вне- дрять в практику преподавания педагогические труды таджикских исследователей, посвященных педагогике Л. Н. Толстого и изданные за годы независимости Таджи- кистана, так как педагогическое наследие великого писателя даст богатый материал для исследователей педагогической науки. До настоящего времени недостаточно исследована проблема сущности обще- человеческих идей в мировоззрении Л. Н. Толстого и его отношение к религии и, в частности, к Исламу. На Востоке на протяжении многих веков религия и наследие великих мыслителей имеют большое воспитательное значение, а взгляды Л. Н. Толс- того также относятся к общечеловеческим ценностям. За 20 лет государственной независимости Республики Таджикистан, к сожалению, это богатое наследие писа- теля нашим учеными не было исследовано. На наш взгляд, приоритетным направ- лением в исследовании педагогического наследия Л. Н. Толстого в Республике Таджикистан следует считать сравнительно-сопоставительный анализ с воззрения- ми других мировых мыслителей, так как учение писателя складывалось в дорево- люционный период и вошло в бесценное литературное и педагогическое наследие всего человечества. Теперь, через много лет после смерти великого педагога, мы можем многое по-новому понять, оценить и Л. Н. Толстой предстает перед судом времени великим гуманистом и мудрецом, и его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно. В наше время, эпоху преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого актуальны в обучении и воспитании подрас- тающего поколения, демократизации системы народного образования. В мыслях Л. Н. Толстого о новой педагогической науке своего времени мы се- годня находим размышления, которые отражают проблемы наших дней и предлага- ют нам оригинальный свежий взгляд на вопросы современной педагогики. Педагогические идеи Л. Н. Толстого имеют большое теоретическое и практи- ческое значение для современной педагогической науки в воспитании подрастаю- щего поколения и необходимы в учебных заведениях на всех этапах обучения. В перспективе факультет русского языка и литературы ТГПУ имени С. Айни планирует с помощью «Фонда Л. Н. Толстого» создать толстовскую экспозицию, которая поможет студентам, аспирантам и преподавателям факультетов универси-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=