ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

371 взгляды Л. Н. Толстого в отдельных аспектах противоречат восточной педагогике, но, несмотря на это, оказывают существенное влияние на развитие и формирование таджикской национальной педагогики. Профессор Г. К. Щенников утверждает, что «толстовское толкование духовности до сих пор стимулирует нравственные искания людей разных континентов» [Щенников, 2000, 245]. В настоящее время изучение педагогических воззрений Запада таджикскими учеными позволяет представить в учении и педагогических идеях Л. Н. Толстого следующие научные ценности: 1. Педагогические идеи наследия Л. Н. Толстого как научный архив способст- вуют изучению западной педагогики. 2. Они являются источником для исследования педагогических идей Запада и Востока. 3. Педагогические идеи и учение Л. Н. Толстого могут способствовать диалогу культур и развитию педагогических воззрений других народов. Спустя год после смерти Л. Н. Толстого А. Франс отметил, что «Л. Н. Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенно из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Всю свою жизнь он провозглашает искренность, прямоту, целеустремлённость, твер- дость, спокойный и постоянный героизм. Л. Н. Толстой учит, что надо быть правди- вым и сильным. Именно поэтому он был полон сил, а он был всегда правдив» [Рус- ские писатели. Библиогр. слов , 1990, 305]. Первые переводы Л. Н. Толстого на таджикский язык были сделаны в 80–90-е годы XIX века. Благодаря этим переводам таджикская интеллигенция увидела в Л. Н. Толстом гениального писателя мира. В 30-е годы XX века, когда в Таджикистане были образованы школы, педаго- гическое учение и воззрения Л. Н. Толстого были включены в учебные планы учеб- ных заведений республики и широко изучались. В наше время в учебных заведениях Таджикистана с интересом изучают педа- гогические воззрения Л. Н. Толстого. На факультете русского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни стало традиционным про- водить мероприятия, посвященные Л. Н. Толстому. Так, читательская конференция, посвященная 100-летию со дня смерти великого русского писателя, философа, педа- гога Л. Н. Толстого, проводилась под девизом «Добро – вечная, высшая цель нашей жизни!» Проводятся круглые столы, на которых студенты обсуждают актуальные проблемы толстововедения. Оценивая раннее творчество Л. Н. Толстого, нередко приходится прибегать к слову «впервые». Так, в читательскую конференцию была включена повесть «Два гусара», так как писатель впервые в своей литературной деятельности дал чудесно написанный женский портрет. Повесть «Казаки» обрати- ла на себя внимания свежестью, яркостью красок. На факультете русского языка и литературы ТГПУ им. С. Айни был организо- ван конкурс на лучшую работу об истории создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Студенты с удовольствием рассказывали о своих находках по этой теме. Самые лучшие студенческие изыскания были поощрены призами. Уникальное педагогическое наследие Л. Н. Толстого и его воззрения по кру- пицам собирались учеными Таджикистана. Художественная и научная литература, учебники и учебные пособия, посвя- щенные педагогическому наследию Л. Н. Толстого, переведенные на таджикский язык, имеют ценность и в наши дни. Они включены в учебные программы высших учебных заведений педагогического профиля.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=