ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

370 4. Иванова, И. В. Рассмотрение вопроса готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании в контексте общепедагогического под- хода и политики управления качеством современного образования / И. В. Иванова, Т. А. Финашина // Преемственность в образовании.– 2011– № 4.– URL: // http://www.preemst.e-2a.ru/index.php/novyj-nomer/26-ikt/49-rassmotrenie - voprosa-gotovnosti-pedagogov-k-realizatsii-kompetentnost-nogo-podkhoda-v- obrazovanii-v-kontekste-obshchepedagogicheskogo-podkhoda-i-politiki-upravleniya- kachestvom-sovremennogo-obrazovaniya М. Г. Раджабов Душанбе, Таджикистан ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Л. Н. ТОЛСТОГО В ТАДЖИКИСТАНЕ Слово есть поступок. Л. Н. Толстой В наше время, эпоху перехода к рыночным отношениям, правовому, демокра- тическому и светскому обществу, приоритетной проблемой является образование и нравственное воспитание молодого поколения в реалиях современности. В усло- виях, когда люди остро нуждаются во взаимопонимании, культуре, диалоге, целе- сообразно обращаться к наследию выдающихся личностей. К ним относится и Л. Н. Толстой – великий русский писатель и педагог, автор занимательных расска- зов и повестей, социально-психологического романа «Анна Каренина», шедевра мировой литературы романа-эпопеи «Война и мир», в которых затрагиваются во- просы мира, нравственности, дружбы, разума, идеи патриотизма, сплоченности, единения, правды и справедливости. Произведения Л. Н. Толстого можно использо- вать в учебно-воспитательном процессе, и, безусловно, они оказывают эффективное воздействие на воспитание и обучение подрастающего поколения любого народа. Л. Н. Толстой не только великий писатель, но и педагог. Он является автором «Азбуки», «Книги для чтения» и других ценных педагогических работ, которые вы- держали свыше 30 изданий и опубликованы миллионами экземпляров. Граф Толстой в Ясной Поляне открыл для крестьянских детей школу. Необхо- димо отметить, что в Яснополянской школе Толстого ученики не подвергались те- лесным наказаниям, и учились они в этой школе увлеченно и с удовольствием. Л. Н. Толстой считал, что образование должно состоять из наук, способст- вующих единению людей, выделив в них шесть направлений: философия – наука о значении своей жизни, естественные науки – об общности природы и человека, математические науки – об общности мышления людей, языки – средство общения, искусства – общность переживаний, труд – средство взаимозаботы [История педаго- гики мира, 2010, 141]. Таким образом, центральной идеей педагогической концепции Л. Н. Толстого яв- ляется идея свободного воспитания. Философские и педагогические идеи Л. Н. Толсто- го звучат актуально, так как сегодня особенно чувствуется дефицит в свободной педа- гогике и педагогике личности. Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитатель- ного процесса, определить характер педагогики как науки. Учение и педагогические

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=