ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

366 Результативность смены образовательных парадигм зависит от грамотного управления всеми элементами системы образования. Одним из элементов является педагогическое управление в структуре образовательного процесса. Сегодня как никогда личность педагога, его профессиональная компетент- ность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные условия обеспе- чения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а уровень сформированности профессиональных компетенций педагога является основным критерием результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества. Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогиче- ской деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, кото- рый осуществляет педагогическую деятельность на достаточно высоком предметном и методическом уровне, владеет приемами конструктивного педагогического обще- ния, достигает стабильно высоких результатов в воспитании и развитии учащихся. Важная роль в контексте современного образования отведена индивидуально- му личностному развитию ученика. В свете перехода на новые Федеральные госу- дарственные образовательные стандарты неслучайно сделан акцент на развитие ин- дивидуальности каждого ребенка посредством включения его во внеурочную дея- тельность, которая обеспечивает насыщенность образовательного поля разновари- антными видами деятельности и обеспечивает возможность определения индивиду- альной траектории развития ребенка, возможности выбора видов и направлений деятельности с учетом своих интересов, потребностей, способностей, направлен- ности личности. Эти же взгляды мы находим у Л. Н. Толстого: «цели и средства формирования личности вытекают не столько из запросов общества или государства, сколько из сущности самого человека. Нельзя пытаться «встраивать» ребенка в этот процесс, надо процесс подстраивать под его жизнь, которую он проживает в данный момент [Вейкшан, 1989, 21]. Л. Н. Толстой, создавая концепцию школы, использовал в качестве ведущих педагогические и общегуманистические идеи, такие, как: свобода и выбор деятель- ности обучающего в пределах разумного; формирование своего свободного отно- шения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия; непрерывность образования, перехо- дящего в самообразование и саморазвитие [Вейкшан, 1989, 16]. Важным условием реализации современных образовательных стандартов яв- ляется развитие профессиональной компетентности педагогов, что является одним из условий готовности педагогических работников к образовательной деятельности в новых условиях, ориентирующих педагога на разработку индивидуальных траек- торий развития обучающихся, создание индивидуальных маршрутов развития, ин- дивидуальных образовательных программ в контексте специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Особую актуальность сегодня приобретает разработка и внедрение в практику образовательных учреждений системы (или элементов) психолого-педагогического со- провождения детей и молодежи как организованной деятельности по системному от- слеживанию и развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, решению проблем, препятствующих развитию и социализации личности [Маралов, 2004, 28]. Для внедрения в практику образовательных учреждений системы (или элемен- тов) психолого-педагогического сопровождения обучающихся важно не только раз- работать модель сопровождения детей, но и подготовить педагогов к ее грамотной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=