ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

365 3. Иванова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования / И. В. Иванова // Методист.– 2011.– № 2.– С. 34–39. 4. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова.– М.: Мегаполис, 2008. 5. Майоров, А. М. Мониторинг в образовании / А. М. Майоров.– СПб., 1998. 6. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов.– М.: Академия, 2004. 7. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой / Сост. Н. В. Вейк- шан.– М.: Педагогика, 1989. И. В. Иванова, Т. А. Финашина Калуга, Россия ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ВАРИАНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 1 В наше время – эпоху преобразований в социальной и духовной жизни об- щества педагогические идеи Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. В истории накоплен бесценный опыт воспитания детей. В работах Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые предвосхищают взгляды на вопросы совре- менной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, личностно развивать- ся, формировать их духовные потребности и нравственные качества – все это заставило задуматься Л. Н. Толстого о пути реформирования образовательной системы. Толстой пришел к выводу, который не был понят его современниками: препо- давательская деятельность искажена, направлена на ложные цели. Необходима «но- вая философия», «новое сознание», т. е. практически новое понимание сущности человека и иное понимание целей обучения и воспитания, связанных со становлени- ем собственно человеческого в человеке. Ученый пишет, что традиционное автори- тарное воспитание тормозит творческое и нравственное развитие детей, что являет- ся определенным регрессом, «возвращением к дикости» [Вейкшан, 1989, 27]. Взгляд Л. Н. Толстого на парадигму образования созвучен с концептуальными идеями современных образовательных стандартов. Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам смысл образования состоит в развитии у обучаемых (школьников, студентов) спо- собности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельно- сти на основе использования социального опыта, элементом которого является лич- ный опыт обучающихся, роль педагога при этом заключается в оказании фасилити- рующего воздействия, педагог становится союзником, помощником, тьютором, он сам должен уметь общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения, ста- вить цели, проводить анализ и самоанализ, то есть демонстрировать свое компе- тентное поведение. 1 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Прави- тельства Калужской области в рамках проекта № 12-16-40025а/Ц.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=