ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
364 педагогическую поддержку должен уметь оказывать не только психолог, но и педа- гог, и родитель. Это определяет необходимость специальной подготовки педагогов и проведения просветительской работы с родителями, направленной на развитие психологической компетентности личности. Представленное описание процесса психолого-педагогического сопровожде- ния саморазвития детей и подростков отражает концептуальный взгляд на сущность планирования деятельности по сопровождению детей и подростков во внешкольных учреждениях и носит характер первичного содержательного наполнения и струк- турного проектирования психолого-педагогического сопровождения детей и подро- стков в ДЮЦКО «Галактика». Завершенный вид модель сопровождения приобретет в итоге рефлексии эффективности ее реализации в экспериментальном режиме. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития воспитанников ДЮЦКО «Галактика» будет эффективным при соблюдении комплекса условий: 1) наличие и сохранение развивающей среды в ДЮЦКО «Галактика»; 2) учет специфики и комплекса направлений образовательной деятельности Центра как образовательного учреждения космического образования; 3) организация СО-творчества и СО-действия в опоре на гуманистические принципы образования; 4) опора сопровождения на выработанные адекватные механизмы психолого- педагогического сопровождения детей и подростков, диагностический комплекс, разработку и постоянное совершенствование образовательных программ дополни- тельного образования детей [Иванова, 2011, 35]. Реализация экспериментального проекта предполагает также разработку программ мониторинга как формы организации, сбора, обработки и распростране- ния информации о развитии психолого-педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития [Майоров, 1998, 34], в данном случае – по линии осуществления психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей и подростков в ДЮЦКО «Галактика». В ходе реализации экспериментального проекта предполагается создание и реализация следующих видов психолого-педагогического мониторинга : – мониторинг динамики личностного потенциала обучающихся; – мониторинг психологической грамотности и готовности родителей к взаи- модействию с детьми; – мониторинг динамики профессиональной компетентности педагогов; – мониторинг характера образовательной среды учреждения дополнительного образования детей [Иванова, 2011, 39]. Рассматривая проблему проектирования психолого-педагогического сопро- вождения саморазвития детей и подростков в учреждении дополнительного образо- вания детей в контексте современной образовательной политики и в свете педагоги- ческих идей Л. Н. Толстого, приходим к выводу о том, что теперь, столько лет спус- тя после смерти великого педагога, мы можем многое по-новому понять, ощутить и оценить особую актуальность идей Льва Николаевича в настоящее время. Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости, поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно. Литература 1. Буданова, Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Г. П. Буда- нова.– М.: Чистые пруды, 2010. 2. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О. С. Газман // Новые ценности образования.– 1996.– Вып. 6.– С. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=