ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

363 жательно этот уровень представлен реализацией образовательных программ, по- строенных с учетом психолого-педагогических требований к организации творче- ской образовательной среды, создающей благоприятные условия для самопознания, саморазвития в деятельности всех субъектов образовательного процесса. Для обес- печения эффективной реализации сопровождения на базовом уровне сопровождения планируется проведение лекций, мастер-классов, семинаров, тренингов для педаго- гов, методистов, администрации, родителей по тематике психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальный уровень психолого-педагогического сопровождения решает задачи: помощь каждому ребенку в актуализации резервных возможностей, раскры- тии своей Самости, нахождении путей саморазвития и самореализации в деятельно- сти; диагностическое изучение личности каждого ребенка, в том числе выявление детей, одаренных к разным видам деятельности. Учитывая то, что каждый ребенок имеет внутренние потенциальные предпо- сылки для достижений в каком-либо виде деятельности, необходимо своевременно суметь их увидеть и понять. Для этого в контексте психолого-педагогического со- провождения психолог в сотрудничестве с педагогами выполняют диагностическую функцию [4]. Показателями диагностики для проектирования индивидуального образова- тельного маршрута нами видятся составляющие личностного потенциала ребенка: 1) показатели ценностно-мотивационной сферы личности (характер мотива- ции, жизненная позиция, ведущие ценностные приоритеты, нравственная устойчи- вость, Субъектность личности, творческая направленность личности, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самопринятии и самопрогнозировании), 2) показатели деятельностно-целевой сферы личности (уверенность в себе, го- товность к самоопределению и самореализации, позитивная Я-концепция, самостоя- тельность, социальная активность, способность к самоорганизации и самоуправле- нию, готовность к присвоению социальных норм, ценностей культуры, их сохране- нию и умножению, готовность к пониманию, принятию других, сотрудничеству). Реализация индивидуального уровня психолого-педагогического сопровожде- ния саморазвития детей и подростков предусматривает форму, заключающуюся в совместном проектировании педагогами и психологом индивидуальных образова- тельных маршрутов для каждого воспитанника в опоре на полученный диагности- ческий материал. Индивидуальный образовательный маршрут может быть рекомен- дован к реализации как отдельному воспитаннику, так и всей группе, в зависимости от ее направленности, интересов, возможностей и потребностей. Это возможный вариант сопровождения, поскольку в учреждениях дополнительного образования творческие группы формируются изначально на основе свободного выбора вида и направления деятельности. Третий уровень психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей и подростков представляет собой реализацию психолого-педагогической поддержки, которая (по А. С. Газману) представляет собой процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей решения проблем, мешающих сохра- нить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [Газман, 1996, 31]. Деятельность на данном уровне сопровождения характеризуется изучением барьеров, препятствующих актуализации и развитию личностного потенциала вос- питанника и проведением (по необходимости) индивидуальной консультационной и коррекционной работы психолога с детьми, родителями, педагогами. На этом уча- стке работы особенно весома роль психолога в силу задач поддержки. Психолого-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=