ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

362 ния) потенциальных возможностей, способностей. Ребенок, который находится в образовательной среде, насыщенной такими возможностями, совершает свой вы- бор в зависимости от своих потребностей. Рассматривая развивающие возможности пространства дополнительного обра- зования детей, важно отметить организацию традиционных мероприятий, конкурсов, выставок, конференций, праздников, которые являются не только формами подведе- ния итогов, оценки результатов деятельности, но и способствуют выявлению лично- стных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка, в них проявля- ется индивидуальный социальный опыт и происходит разностороннее его наращива- ние, в результате ребенок определяет свой жизненный путь развития. Можно смело говорить о том, что сфера дополнительного образования для детей дает толчок к раз- витию индивидуальных способностей, ведет к взращиванию талантов. Л. Н. Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у детей. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. В каж- дом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в ка- ком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольст- вом при срисовывании с образцов» [Вейкшан, 1989, 17]. В современных условиях массового образования необходимы поиск и внедре- ние таких практико-ориентированных технологий, которые могли бы способство- вать реализации в повседневной педагогической деятельности всего спектра воспи- тательных ценностей, положительно влияющих на становление личности ребенка, подростка, т. е. выстраивать психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ус- ловиях школы, учреждений дополнительного образования детей. Особую актуальность сегодня приобретает разработка и внедрение в практику образовательных учреждений системы (или элементов) психолого-педагогического со- провождения детей и молодежи как организованной деятельности по системному от- слеживанию и развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, решению проблем, препятствующих развитию и социализации личности [Маралов, 2004, 28]. В контексте решения этой непростой задачи учреждение дополнительного об- разования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Ка- луги сегодня делает первые шаги. В рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей и подрост- ков в учреждении дополнительного образования детей» (проект № 12-16-40025а/Ц) с 2012 года на базе МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр космического образова- ния «Галактика» г. Калуги организуется проектирование и готовится к апробации модель трехуровневого психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей и подростков. Психолого-педагогическое сопровождение позиционируется как способ вклю- чения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия [Ма- ралов, 2004, 14]. В контексте исследования модель психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждении дополнительного образования детей видится как трехуровневая система деятельности обучающихся, педагогов, психолога, родите- лей и администрации учреждения. Базовый уровень психолого-педагогического сопровождения решает следую- щие задачи: анализ образовательной среды учреждения; создание психологических условий для актуализации развития личностного потенциала обучающихся. Содер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=