ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

361 Сегодня в свете перехода на новые Федеральные государственные образова- тельные стандарты неслучайно сделан акцент на развитие индивидуальности каждо- го ребенка, включая его во внеурочную деятельность, поскольку она обладает обра- зовательными возможностями, которые опираются на определения индивидуальной траектории развития, возможности выбора ребенком видов и направлений деятель- ности с учетом своих интересов, потребностей, способностей, направленности лич- ности. Современный ребенок стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагога заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть люди, которые объединены общей целью. Особое место в контексте современного пространства образования отведено системе дополнительного образования детей и молодежи. Учреждение дополни- тельного образования детей – это особый тип образовательного учреждения, имею- щий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивал- ся в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, посто- янно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои си- лы в различных видах деятельности [Буданова, 2010, 22]. Учреждения дополнительного образования обладают возможностями макси- мального раскрытия потенциальных личностных способностей и возможностей воспитанников. Именно в системе дополнительного образования для детей и моло- дежи присутствует та атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и обучающимися, которые способствуют актуализации и развитию способностей в разных видах дея- тельности. Человек, почувствовав свою успешность в каком-либо виде деятель- ности, имеет возможность быть впереди, быть успешным, расти личностно. Востребованность дополнительного образования детей как важнейшей состав- ляющей образовательного пространства современного российского общества нашла своё отражение в основополагающих документах образовательной политики стра- ны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования. В документах подчеркивается, что учреждениям дополнительного об- разования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, соци- ального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Как указывал Л. Н. Толстой, цели и средства формирования личности вытекают не столько из запросов общества или государства, сколько из сущности самого чело- века. Нельзя пытаться «встраивать» ребенка в этот процесс, надо процесс подстраи- вать под его жизнь, которую он проживает в данный момент [Вейкшан, 1989, 21]. В продолжение упомянутых рассуждений Л. Н. Толстого отметим, что сама по себе творческая среда дополнительного образования детей поощряет активность личности, обладает большими возможностями в раскрытии и развитии индивиду- альных качеств с учетом интересов, потребностей, желаний. Погружаясь в творче- скую среду дополнительного образования, ребенок имеет возможность осуществить индивидуальный выбор деятельности по интересам, способностям и предпочтениям. Пространство дополнительного образования для детей включает в себя веер творче- ских объединений разной направленности (научно-техническое, спортивно-техни- ческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краевед- ческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, естественнонаучное). Предлагаемое разнообразие видов дея- тельности представляет возможность для «сканирования» (обнаружения, выявле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=